Новости

22.09.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Шашечки и ехать

Рынок легального такси в России под угрозой
В России могут запретить "Uber-такси". Впрочем, по мнению экспертов, это "полдела", поскольку сейчас в нашей стране активно работают несколько аналогичных систем, и если в ближайшее время не скорректировать законодательство, рынок "классических" такси, только-только вышедших "из тени", обрушится.

Депутат Госдумы Александр Старовойтов направил письмо президенту России и председателю правительства с предложением запретить у нас деятельность этой американской компании, создавшей мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. В этом году она пришла в Россию, где, кстати, уже работают несколько аналогичных систем - во многих городах.

Для потребителей на первый взгляд приход новых технологий на рынок такси весьма выгоден - плата за услуги машины, вызванной через такую систему, может быть в 1,5-2 раза ниже. Но не каждый потребитель знает об опасности, которой подвергает себя, садясь в машину, вызванную таким образом, поскольку деятельность таких систем в России пока не регулируется.

Обычная таксомоторная компания содержит большой штат работников, пояснил "РГ" председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. Помимо водителей есть врачи, которые проводят ежедневное медицинское освидетельствование шоферов, механики, следящие за техническим состоянием авто, диспетчеры. Такая компания платит налоги, каждый водитель имеет лицензию, дающую право работать в такси. В том числе из всех этих составляющих и складывается себестоимость услуг.

У "Uber" и иже с ним все не так. Здесь любой водитель устанавливает себе в мобильное устройство специальное приложение и с этой минуты может считать себя "таксистом". Человек, который хочет вызвать машину, отсылает заявку через Интернет или звонит диспетчеру, который передает системе информацию о заказе, и он сразу высвечивается у всех водителей. Тот, кто быстрее всех сориентируется, забирает заказ себе. Таким образом, он просто берет попутчика, "подбрасывает" его и получает за это деньги, с которых делает единственное отчисление - диспетчеру. А если такой водитель накануне выпил? Или наркоман? Или у него отобрали права, но он продолжает "кататься"? При этом диспетчер не несет никакой ответственности перед заказчиком за машину и водителя, которые приехали за клиентом, за качество оказанных ему услуг. Ему нельзя предъявить претензию, поскольку де-юре они предоставляют всего лишь информационные услуги - передавая водителю информацию о клиенте, а клиенту - о водителе. Понятно, что цена на услуги такого нелегального "такси" вне конкуренции с обычными таксомоторными парками, несущими ответственность.

По словам Старовойтова, система уже обрушила рынки в 50 странах мира. Ее деятельность запрещена в таких государствах, как Германия, Бельгия. Вместе с тем технологии не стоят на месте и полностью отказаться от использования их в сфере такси - это сделать шаг назад, считают эксперты. Нужно лишь навести порядок, регламентировать действия всех участников таксомоторных перевозок. "В Госдуме первое чтение прошел законопроект, которым вносится понятие "диспетчерская служба", - продолжает Ярослав Щербинин. - Если удастся прописать ответственность диспетчеров за подключение к мобильному приложению нелегальных перевозчиков, обеспечение их заказами, то приложения не страшны".

Экономика Транспорт Общественный транспорт Правила работы такси