Сенатор Антон Беляков внес в Госдуму предложение о том, чтобы в паспортах и водительских удостоверениях россиян появилась отметка о согласии человека на посмертное донорство органов.
В Госдуме считают, что это улучшит состояние российской трансплантологии, посодействует оказанию помощи тяжелым больным.
Сергей Готье, академик РАН, главный трансплантолог России рассказал "РГ", что в курсе этой инициативы, но сомневается, нужно ли такое фактически прижизненное волеизъявление?
- Сейчас подготовлен законопроект минздрава о трансплантологии, в котором очень подробно рассматриваются все нюансы, возникающие при трансплантации органов, в частности посмертном донорстве органов. Предлагается разработка и внедрение в практику реестра прижизненного волеизъявления как самого гражданина, так и возможность учета отказа родственников от посмертного донорства, - говорит Сергей Готье.
Член-корреспондент РАН, директор Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии Давид Иоселиани соглашается, что цель у автора законопроекта может быть самой гуманной. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.
- Сделать достоянием всего общества такой интимный, частный вопрос категорически нельзя. Мы постоянно предъявляем свои главные документы в разных учреждениях, многим совсем не известным людям. Где гарантия, что все они честные, что они не преследуют меркантильных целей? Не станет ли больше случаев заказных убийств? - задает вопрос Давид Иоселиани.
По его мнению, при внесении данных в паспорт человек должен быть достаточно полно обследован, у него не должно быть противопоказаний к донорству.
- Реально сможем мы это сделать? У нас ведь даже обычная диспансеризация иногда становится проблемой. И еще. Человек после внесения такой пометки в паспорт или водительское удостоверение может тяжело заболеть, перенести инфекционное заболевание, а это явное противопоказание к донорству. Потому, думается, предложение Антона Белякова вызывает немало сомнений, - заключает Иоселиани.