23.09.2014 14:15
    Поделиться

    Брачный контракт Наполеона и Жозефины продан за 438 тысяч евро

    Брачный контракт, который Наполеон Бонапарт и Жозефина Богарне заключили между собой 8 марта 1796 года, был продан на торгах за 438 тысяч евро, что в четыре с половиной раза выше первоначальной оценки. Обладателем документа стал парижский Музей писем и манускриптов.

    Торги были организованы аукционным домом Osenat, который давно уже специализируется на раритетах, связанных с именем французского императора и его эпохой. Они прошли в знаменательном месте - под Парижем в городе Рюэй-Мальмезон, где расположен дворец Мальмезон, приобретенный Наполеоном для Жозефины в 1809 году. Дворец был своего рода отступным после того, как Бонапарт решил с ней расстаться ради династического брака с австрийской принцессой Марией-Луизой. Это не считая трех миллионов франков, выделяемых ежегодно в качестве пансиона.

    Документ, действительно, уникален. Он был составлен в двух экземплярах. Один из них, тот, который достался Наполеону, хранится в Национальном архиве Франции. Второй, принадлежавший Жозефине, вплоть до нынешнего аукциона находился в частной коллекции. Именно он под номером 17 и был выставлен на торги. На трех страницах, заверенных нотариусами Рагидо и Жуссо, подробно излагаются условия совместного проживания будущего императора и его возлюбленной. В тексте рукописи обозначено, что между ними не будет "совместной собственности" и каждый будет владеть только своей его частью. Также супруги, подчеркнуто в контракте, не станут "ни в коем случае отвечать за возможные долги друг друга". Столь трезвый подход к браку обозначен и в том пункте договора, где говорится о вкладе каждого супруга в семейный бюджет.

    С этим документом связана забавная история. Дело в том, что один из нотариусов - Родиго - был крайне отрицательно настроен против замужества Жозефины и подписания контакта, и, воспользовавшись тем, что Наполеона на некоторое время вышел из его кабинета, стал ее отговаривать от брака. "Не делайте этого, ведь у него нет ничего кроме плаща и шпаги", - убеждал он. Но так случилось, что фразу услышал Бонапарт, задержавшийся у неплотно закрытой двери. Как известно, он обладал прекрасной памятью и спустя восемь лет в 1804 году сделал так, чтобы Родиго пригласили на его коронацию в собор Парижской Богоматери. Проходя мимо склонившегося в низком поклоне нотариуса, он не без злорадства бросил в его адрес: "Вот видите, у меня, действительно, только плащ и шпага".

    Кстати, на аукцион были выставлены два документа, один из которых мог бы коренным образом изменить ход истории Франции, а, может быть, и Европы. Это ордер на арест Наполеона, выписанный 9 августа 1794 года после термидорианского переворота, когда Бонапарт был обвинен в предательстве и связях с казненным Робеспьером. Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, если бы Бонапарта постигла участь лидера якобинцев, то, может быть, и не было бы похода французов на Москву, Бородино, да и многого другого. Однако 11 дней после ордера на арест поступил другой приказ на имя командира жандармов Вервена - освободить Наполеона. Поэтому мы имеет ту историю, которую имеем. Оба документа были куплены за 118 тысяч евро коллекционером, пожелавшим остаться инкогнито.

    Поделиться