22.09.2014 23:45
    Поделиться

    Эксперт: Банкам стало сложнее просчитать кредитные риски

    Заемщиков, которые обращаются за кредитом впервые в жизни, становится все меньше - сегодня их доля меньше 17%, сообщил гендиректор бюро кредитных историй "Эквифакс" Олег Лагуткин на конференции "Драйверы роста и угрозы рынка розничного кредитования в условиях экономической нестабильности".

    А вот число активных кредитов на одного заемщика, наоборот, растет - на начало сентября эта "средняя температура по больнице" достигла 1,81 (1,69 на начало года). И платят по этим кредитам все хуже - по словам Лагуткина, индекс кредитной сознательности россиян (показывающий, насколько качественно заемщики обслуживают свои кредиты) продолжает снижаться. Более того, рисковая составляющая "плохих" кредитов в банках сейчас хуже, чем в кризис 2008-2009 годов, подчеркнул эксперт.

    Банкиры признают, что нынешние проблемы создали себе сами во время "розничного бума" последних лет. По мнению президента - председателя правления "ТКС Банка" Оливера Хьюза, вместо того чтобы привлекать новых клиентов, банки увеличивали средний баланс на одного клиента за счет повышения средней суммы одного кредита. Поэтому показатель DTI (соотношение расходов по обслуживанию кредита к доходам) стремительно увеличивался, и клиенты выходили на просрочку. Чтобы не допускать таких проблем в будущем, банкам, по словам Хьюза, надо сконцентрировать усилия на привлечении новых клиентов, а не закредитовывать уже существующих. Кроме того, было бы полезно ограничить размер кредита, считает он.

    Начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка Станислав Тывес считает, что перед выходом в тот или иной кредитный сегмент банку обязательно надо проводить стресс-тестирование. "Те проблемы, которые банки сейчас получают, связаны с верой в то, что люди с DTI (debt to income, соотношение долга к доходу. - Ред.) 200% платят отлично", - отметил он. Возможно, в начале обслуживания кредита это действительно так, потому что человек может рассчитывать на зарплату супруга, родителей, другие источники, но в итоге все равно выйдет на просрочку, убежден Тывес.

    По словам заместителя председателя правления ОТП Банка Сергея Капустина, реальные располагаемые доходы населения если не снижаются, то, по крайней мере, не растут так, как того ожидали заемщики. Поэтому доля платежей в расходах растет. При этом банки ужесточают требования (по словам Олега Лагуткина, с испорченной кредитной историей отказ будет 100%), то есть возможностей перекредитоваться в случае возникновения проблем становится меньше. "Пирамиды", которые некоторые клиенты выстраивали, погашая текущий кредит за счет нового, больше не работают. "Клиенты платят хуже, поток их не увеличивается. Самая яркая негативная динамика в этом году - по портфелям кредитных карт", - сказал Капустин. Это также связано с тем, что многие клиенты использовали кредитки как так называемый "инструмент для консолидации долга" (debt consolidation facility), который позволяет "отложить" выплаты на некоторое время.

    По данным Национальной службы взыскания, структура передаваемых коллекторам долгов за 8 месяцев этого года стала более сбалансированной, без явного перекоса в сторону кредитных карт и кредитов наличными. Как считают в службе, это может свидетельствовать о постепенном исчерпании резервов роста сегмента кредитных карт, который ранее рос за счет того, что в просрочку активно попадали кредиты по картам, выданным в период "карточного бума" 2012 года.

    Банкирам добавляет проблем и то, что кредитные риски стало сложнее просчитывать. Если раньше, как правило, по кредитам лучше платили женщины, а также люди старшего возраста, то сейчас такого нет - по словам Сергея Капустина, молодые люди стали платить чуть лучше, женщины - чуть хуже, поэтому банковские инструменты стали хуже прогнозировать поведение заемщиков. В Национальной службе взыскания отмечают, что женщины чуть чаще становятся должниками (49% приходится на прекрасную половину и 51% - на мужчин), но меньше должны - в среднем 95 тыс. руб. (115 тыс. руб. у мужчин). А по данным Объединенного кредитного бюро, пенсионеры остаются самыми дисциплинированными заемщиками. Доля просроченной задолженности в кредитах людей от 60 и старше составляет 8,65%, молодые заемщики платят почти в 3 раза хуже, просрочка у них составляет 22,95%.

    Взыскивать просроченную задолженность банкам также стало сложнее. Как отметил Сергей Капустин, в прошлом году банки фокусировались на ранних стадиях взыскания, теперь же акцент смещается на более поздние стадии. При этом клиенты, по словам банкира, стали более "устойчивы" к "пугалкам" об испорченной кредитной истории или возможного судебного взыскания задолженности. "Они видят, что банки в суд на них не подают, а с испорченной кредитной историей они могут взять кредит в МФО", - добавил Капустин.

    Тем не менее, несмотря на все проблемы, будущее у розничного банковского кредитования есть, считает Станислав Тывес, и оно очень серьезное. "Люди как хотели делать ремонт или ездить в отпуск, так и будут. Спрос на потребительские кредиты хороший, и рынок этот будет расти", - убежден он. Однако банки должны более взвешенно подходить к рискам, а кроме того, бороться с кредитным мошенничеством и быть в этом вопросе на шаг впереди, считает Тывес. По его словам, решением здесь могла бы стать верификация клиента не по паспорту, который легко подделать, вклеив чужую фотографию, а по отпечаткам пальцев. По мнению банкира, если бы такую технологию ввели все банки, она не встретила бы сопротивления со стороны клиентов - точно так же, как сейчас ни у кого не вызывает вопросов необходимость сдать отпечатки на визу в США или Великобританию. Впрочем, по мнению Олега Лагуткина, до кредита по отпечаткам пока дело не дойдет - борьба с мошенниками будет вестись с помощью фотоверификации.

    Станислав Тывес также обратил внимание на необходимость более активного развития корпоративного канала. По словам Сергей Капустина, сейчас корпоративный портфель "пока ведет себя хорошо". Определенные риски могут быть связаны с проблемами в отдельных отраслях - туристической, например, за которой, по мнению эксперта, могут пойти и другие сферы, "завязанные" на клиентов (розничная торговля, связанное с ней POS-кредитование и т. д.).

    Поделиться