В этой связи Россельхозбанку, с одной стороны, нужно поддерживать высокий уровень кредитной активности, работая с большим числом кредитополучателей, а с другой - досконально соблюдать требования аудиторов, регулятора (ЦБ) и акционера (государства). Несколько облегчает такую масштабную задачу лишь то, что акционер не ставит условием работы своего банка максимизацию прибыли, выполняя тем самым свою социальную функцию.
Тем не менее для ускоренного запуска и поддержки механизмов импортозамещения в целях обеспечения продовольственной безопасности уже на данном этапе банку необходимо порядка 90 млрд рублей и подпитка фондированием в размере 100 млрд рублей. Решение столь масштабной задачи, как освоение огромного объема средств, осложняется угрозами "секторальных санкций" со стороны США и ЕС, смысл которых - запретить для российских финансовых институтов привлечение иностранных займов на западном рынке. Как недавно заявил глава банка Дмитрий Патрушев, с учетом исключительной капиталоемкости отрасли на инвестиционной стадии развития - а в ближайшие пять лет потребность в кредитовании достигнет 4 трлн рублей - задача эта трудная, но решаемая. Глава банка акцентировал внимание на возможности освоения азиатских финансовых рынков, участники которых, не присоединяясь к так называемым "антироссийским санкциям", надеются успешно потеснить европейских партнеров России в сфере кредитования в случае, если те фактически добровольно откажутся от такого крупного "куска пирога". Ведь потребности российского потребительского рынка в связи с процессами импортозамещения будут в ближайшее время только расти.
При этом важно понимать, что государство из-за трудной внешнеполитической ситуации сможет поддерживать банк, используя инструментарий самого банка, то есть развивая его институционально, а не балуя послаблениями. По ряду направлений, в том числе благодаря деятельности Россельхозбанка, российский АПК вышел на позиции, определенные доктриной продовольственной безопасности, но по ряду направлений - еще нет. Для того чтобы исправить это положение, усилий одного банка, даже в совокупности с поддерживающими его госинститутами, мало - необходимо совместными действиями добиваться совокупного роста производства и потребления внутри страны. Сегодня банк на каждый вложенный в его капитал рубль привлекает 9 рублей, которые в свою очередь направляются в отрасль. И это серьезный показатель, подтверждающий эффективность и самого финансового института, и государственных вложений в него.
Но для исправления тех недочетов, которые существуют на рынке кредитования АПК, необходима серьезная корректировка механизма и форм доведения субсидий. Например, исключение из довольно длинной цепочки посредников: комиссии при минсельхозе, региональных органов и прочего, что топит оперативное выделение кредитов в бюрократическом болоте.
В то же время предлагается привлекать банки, специализирующиеся на сельхозкредитовании, к распределению субсидий непосредственно. Такая практика позволила бы чувствовать себя комфортно всем участникам процесса - самим банкам, регулятору отрасли, а главное, заемщикам. Необходимо освободить их время для работы непосредственно на земле, а не вынуждать, как сейчас, бродить в коридорах власти, перепахивая километры стопок бумаг.