Как сообщили "РГБ" в "Объединенной приборостроительной корпорации" (ОПК), работы по разработке мобильного порта длились на протяжении последних 5 лет. В 2009 году идея была запатентована, тогда же состоялся первый практический опыт постройки подобных конструкций - в Санкт-Петербурге к визиту французского вертолетоносца "Мистраль" на Неве был выстроен мобильный причал.
Стоимость мобильного порта может сильно варьироваться в зависимости от набора используемых модулей, материала исполнения. Сейчас в работе проекты, где затраты на возведение одного порта составляют около 100 млн долл.
Разработчики создали все необходимые условия для стоянки, погрузки и выгрузки судов различного назначения в мобильном порту. В состав комплекса входят причал для генеральных грузов с контейнерными терминалами длиной около 200 метров, понтоны-рефрижераторы, элеваторы, нефтехранилища, энергопонтоны с ветрогенераторами, помещения для персонала. Для различных заказчиков предусмотрены модификации, включающие понтоны базирования вертолетов, яхтенные понтоны и даже плавучие гостиницы. Мобильный порт оборудован системами пожаротушения, насосными установками для откачки воды и прочими системами безопасности.
"Производятся отдельные составные части порта (различного оборудования, в том числе систем связи, мониторинга, инженерных коммуникаций) на производственных площадках МКБ "Компас". Учитывая, что речь идет о создании больших объектов, заказы на производство основных конструкций размещаются на судоверфях, максимально приближенных к месту установки порта. Понтонные сооружения, если позволяет местонахождение заказчика, могут буксироваться к месту установки в готовом виде. Если нет - осуществляется комплектная поставка со сборкой на месте. В части организации производства мы не привязаны к какой-либо территории и можем варьировать исполнителя работ в зависимости от ценовой ситуации на рынках, договоренностей с конкретными исполнителями, географического положения заказчика", - говорит представитель ОПК Леонид Хозин.
Порт может быть возведен на необорудованном побережье (морском, речном), но есть определенные ограничения. Глубина в акватории не должна превышать 100 м при минимальной глубине в 2 метра. Максимальная высота волны на акватории не должна превышать 1,5 метра (порт может выдерживать 4-балльный шторм), максимальный уровень перепада воды в результате приливов и отливов не должен превышать 6 метров. Порт может эксплуатироваться как в пресной, так и в соленой воде, в зависимости от этого варьируется материал исполнения. Еще одно ограничение: на территории базирования мобильного порта должна быть дорожная инфраструктура, разгрузка-погрузка товаров осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
В России заказов на мобильные порты пока нет, хотя, по оценкам экспертов, потенциал их использования широк. "Сегодня, во всяком случае, в России сложилась ситуация, что услуги речных портов слабо востребованы и по этой причине они постоянно банкротятся и прекращают свою деятельность, хотя многие имеют и ж/д, и автоподходы, и комплекс причалов с перегрузочной техникой. Мобильные порты, возможно, могли бы быть востребованы на сибирских реках при освоении новых месторождений. Что касается морских портов, то на первый взгляд 1,5-метровое ограничение по волне требует более серьезной защиты этого комплекса от волнового воздействия. Но все зависит от конкретных условий", - говорит Константин Анисимов, генеральный директор "Московского речного пароходства".