Поставить ядерный объект "под гарантии" - означает согласиться с возможностью внеплановых, в том числе внезапных проверок таких объектов на своей территории международной командой экспертов по инициативе МАГАТЭ. Именно этого, напомним, мировое сообщество добивается от Ирана и уже который год безответно требует от властей КНДР. На сегодняшний день обязывающие соглашения с МАГАТЭ и дополнительные протоколы к нему подписали и соблюдают 124 государства, использующие у себя ядерные установки и материалы. Россия и Украина - в их числе.
Вопрос о реакторе в Севастополе возник и стал политизироваться после того, как из Киева вдруг выдвинули особые претензии на ядерные объекты и установки, еще с советских времен находящиеся в Крыму. МИД Украины даже направил ноту в Москву, где выразил "решительный протест" против применения Россией национальной юрисдикции к ядерным объектам, установкам и материалам на территории Крыма и Севастополя. А Россия, исходя из произошедших реалий и следуя обязательствам страны-участника МАГАТЭ, просто предложила распространить на упомянутые объекты те положения, что были предусмотрены соглашением между СССР и МАГАТЭ от 21 февраля 1985 года.
В ответ на демарш Киева со Смоленской площади заявили тогда буквально следующее: "Действуя в пределах своей юрисдикции, Российская Федерация взяла на себя полную ответственность за ядерные объекты, находящиеся в своих новых субъектах. С 18 марта 2014 года действие соглашения от 21 февраля 1985 года между Союзом Советских Социалистических Республик и МАГАТЭ, а также дополнительного протокола к нему от 22 марта 2000 года распространено на всю территорию Республики Крым и Севастополь. В случае заинтересованности МАГАТЭ применять гарантии на ядерных установках на территории Республики Крым и города Севастополь готовы предоставить Агентству полную возможность проводить на них соответствующую инспекционную деятельность".
"В отношении ядерных объектов в Крыму мы поступили также, как в свое время с Ангарским электрохимическим комбинатом в Иркутской области, где теперь Международный центр по обогащению урана, - пояснили "РГ" в российской делегации. - Это суверенное право каждой страны - определять, какие объекты на своей территории она добровольно ставит под гарантии МАГАТЭ. Сейчас мы решили так поступить с исследовательскими установками в Севастополе…".
В штаб-квартире МАГАТЭ, по сведениям "Российской газеты", к такому повороту событий отнеслись с пониманием. Но с инспекцией в Крым пока не спешат. А украинская делегация, намеревавшаяся заявить с трибуны конференции, что их надзорный орган "лишен доступа к ядерным объектам в Крыму" и потому, дескать, там нарастают угрозы безопасности, от подобного шага благоразумно отказалась.
Досье "РГ"
Исследовательский реактор ИР-100 изначально был построен и использовался для практической подготовки специалистов в Высшем военно-инженерном училище, которое располагалось в поселке Голландия рядом с Севастополем. Училище создано в 1951 году и по тем временам получило мощную материально-техническую базу подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота, включая собственный исследовательский реактор.
В 1996 году на базе части корпусов училища был создан Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности (СИЯЭиП). При этом значительная часть оборудования была утрачена. Между тем, как заявил полпред президента РФ в Крымском федеральном округе вице-адмирал Олег Белавенцев, " Голландия - это учебное заведение, которое сформировало 80 процентов кадров для советского атомного подводного флота. Надеюсь, его возродят".
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов вскоре сообщил, что бывший СИЯЭиП должен стать факультетом создающегося Севастопольского государственного университета. На развитие нового вуза, по словам Ливанова, из федерального бюджета будет выделено 5 миллиардов рублей, которые, в частности, пойдут на строительство нового учебного корпуса в поселке Голландия.