Эксперт: Калуга близка к экологической катастрофе

Городская управа Калуги приняла решение построить мусороперерабатывающий завод. Теперь местным чиновникам предстоит выполнение самых сложных задач - выбрать стратегию и конкретный проект переработки отходов и провести трудный диалог с общественностью.

Помеха для аэропорта

Два миллиарда рублей понадобится городской управе Калуги, чтобы построить мусороперерабатывающий завод. Такую цифру назвал начальник управления строительства и земельных отношений Дмитрий Денисов.

- Столько денег в городском бюджете нет, поэтому придется обращаться за помощью к области, - подчеркнул чиновник.

Срочная необходимость реализации крупного проекта имеет объяснение: в следующем году заканчивается срок лицензии на эксплуатацию действующего Ждамировского полигона. Она вряд ли будет продлена, поскольку, по словам замдиректора предприятия Владимира Тишкина, на 95 процентов этот объект уже заполнен.

Ежедневно десятки грузовиков снуют между городом и полигоном, находящимся на окраине Калуги буквально на границе с Ферзиковским районом. Трактора утрамбовывают сваленный мусор, а через определенные промежутки времени пересыпают его, и таких "блинов" здесь уже много. Постепенно горизонт поднимается - каждый год количество мусора увеличивается на полтора миллиона кубометров, это около 300 тысяч тонн.

Есть и еще одна причина, по которой полигон должен быть срочно закрыт. Рядом располагается международный аэропорт "Калуга", который в будущем году должны ввести в эксплуатацию. Ближе чем на расстоянии в 15 километров полигоны ТБО, по правилам эксплуатации аэропортов такого класса, размещать нельзя. Между тем проект открытия воздушной гавани входит в стратегию привлечения инвестиций - сорвать его нельзя.

Вложить с детства

Попытки построить в окрестностях города сначала мусоросжигательный, а потом и перерабатывающий завод в Калуге предпринимали давно, но все время они натыкались на препятствия - или нехватку средств, или недовольство населения города, очень болезненно реагировавшего на такие проекты.

- Беда в том, что власти не могли найти общий язык с общественностью, - констатирует независимый эксперт в вопросах экологии, доктор биологических наук, профессор Калужского госуниверситета Алексей Стрельцов. - Не сумели объяснить, что, во-первых, полигон ТБО - это не простая свалка, а во-вторых, мусороперерабатывающий завод от полигона отличается еще больше, чем полигон от свалки. На самом деле, если грамотно организовать дело, такое предприятие можно назвать природоохранным комплексом.

Алексей Стрельцов вместе с коллегами-учеными и представителями общественности недавно опубликовал открытое письмо областным властям. В нем речь идет о том, что если не предпринять мер по организации утилизации и переработки бытовых отходов, Калуга окажется на грани экологической катастрофы. По его мнению, в регионе давно надо было начать диалог с населением, ввести специальные программы экологического просвещения, начиная от детских садов и заканчивая вузами, и подготовить граждан к тому, что альтернативы мусоропереработке просто нет.

Кстати, в 2013 году в области должна была стартовать целевая программа создания системы утилизации, захоронения и переработки ТБО. Она включала не только строительство перерабатывающих комплексов, но и экопросвещение. Жителей предстояло подготовить даже к тому, что рано или поздно в регионе придется внедрять и систему раздельного сбора мусора.

Первый экополигон собирались строить близ поселка Детчино в Малоярославецком районе. Однако реализация проекта наткнулась на активное сопротивление местных жителей. Учитывая расстояние до границы с Большой Москвой в несколько десятков километров, люди предположили, что предприятие превратится в банальную свалку для столичного мусора. В результате единственный в районе Ерденевский полигон переполнился и был закрыт, а мусороперерабатывающий комплекс так и не создали.

Ближе чем в 15 километрах от аэропорта полигоны ТБО размещать нельзя

В рамках этой программы, кроме двух заводов на севере и юге области, собирались создать восемь площадок для сбора мусора, равномерно распределенных по территории региона, и 60 оборудованных для отходов мест вдоль дорог. Таким образом власти надеялись сократить количество полигонов ТБО, большинство из которых не отвечает нормативам, и многочисленных свалок.

Увы, эти планы не реализованы до сих пор. И тот факт, что завод под Малоярославцем построить не удалось, по мнению Алексея Стрельцова, бросает тень сомнения и на идею создания такого объекта в Калуге.

Полигон, да не тот

Так или иначе, городские власти оказались перед необходимостью решать проблему.

- Мощность предприятия должна составлять не менее 500 тысяч тонн в год, - уточняет директор Ждамировского полигона ТБО Нина Волыхина. - Опыт других городов показывает, что до 80 процентов мусора подлежит переработке. Остальное придется складировать, и поэтому в мусороперерабатывающий комплекс обязательно должен входить полигон для захоронения отходов.

Мусор здесь станут прессовать, брикетировать и плотно утрамбовывать. Позже, когда захороненные брикеты начнут перегнивать, по утверждению начальника отдела экологии горуправы Михаила Березина, их тоже смогут подвергнуть переработке.

Горуправа подобрала семь возможных точек для размещения комплекса, стараясь соблюсти все требования. Но, как заметил Дмитрий Денисов, власти уже столкнулись с беспокойством населения. Правда, чиновник заверил: на этот раз мнение общественности обязательно учтут. На стадии разработки проекта, его принятия и внесения любых изменений в генплан Калуги власти будут советоваться с жителями.

Примером может служить ситуация с предполагаемым размещением завода в заброшенном карьере у поселка Мстихино на окраине городского округа. Местные жители уже обеспокоились тем, что отходы могут загрязнить грунтовые воды.

- Решение еще не принято, а работы здесь уже начались, - уверял один из мстихинских активистов, глава поселковой общины Николай Васильев.

Власти отреагировали оперативно. По словам исполняющего полномочия городского головы Николай Баранова, в Мстихино провели комплексную экспертизу, которая подтвердила: уровень грунтовых вод не позволяет строить в этом месте, и проект из списка выключили.

Два года условно

Пока принято решение, что предприятие начнут создавать поэтапно - технологии это позволяют. Сроки строительства, правда, называются весьма условные - до двух лет с момента выбора площадки.

- Надеемся, что первый этап совпадет с началом функционирования аэропорта. Это 2015-2016 год, - отметил Дмитрий Денисов.

Что же до участия жителей в решении проблемы, то при горуправе создадут общественную комиссию и межведомственную рабочую группу по контролю за реализацией всех этапов проекта.

- Участие граждан в этом деле необходимо, - уверен Алексей Стрельцов. - В комиссию должны войти независимые профессиональные экологи, которые осуществляли бы связь между властью и общественностью. Но создавать комиссию можно только тогда, когда появится конкретика. Пока же мы видим только несколько кружочков на карте Калуги.