С 1 января на территории РФ вступили в силу поправки в законодательство о государственной службе, согласно которым граждане, не прошедшие службу в армии по призыву без законных оснований, не могут занимать государственные должности. Для Чечни это вопрос особенно болезненный, так как жителей республики долгое время не призывали в вооруженные силы российской армии из-за нестабильной геополитической обстановки в регионе. Однако депутат республиканского парламента Хамзат Дадаев, который специально прибыл в Петербург для участия в заседании КС РФ, акцент сделал прежде всего на противоречии положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению привлекательности военной службы по призыву" и Уголовного кодекса РФ, который предусматривает уголовное наказание за уклонение от военной службы.
В соответствии со статьей 328 УК РФ виновным в совершении правонарушения может грозить до двух лет лишения свободы.
- Статья 47 УК РФ предусматривает как дополнительную меру наказания запрет занимать определенные должности на срок до двадцати лет - в особых случаях, - отметил Дадаев. - Однако в законе о государственной гражданской службе этот срок не определен, то есть запрет действует бессрочно.
По мнению представителей Чечни, такое противоречие влечет за собой нарушение целого ряда статей Конституции РФ, в том числе гарантированное Основным законом страны равенство граждан перед законом и судом, а также принцип верховенства судебной власти. Как пояснил Дадаев, решение об уклонении от военной службы принимает призывная комиссия военного комиссариата, тем самым подменяя собой функции суда.
Позиция представителей органов исполнительной и законодательной власти, принявших и подписавших оспариваемый акт, принципиально иная. По мнению полномочного представителя президента в КС РФ Михаила Кротова, государственная гражданская служба - это особая форма реализации права гражданина на свободное распоряжение своей способностью к труду, и государство имеет право ввести для нее особые правила и ограничения. К тому же запрет занимать государственные должности распространяется только на тех граждан, кто уклонялся от службы в армии сознательно, предпринимая для этого некие активные действия.
- Обязанности явиться в военкомат у граждан нет, - пояснил Кротов, - ответственность за организацию призыва несут военные комиссариаты, а не граждане. К тому же количество призывников регулирует министерство обороны РФ, и вероятна ситуация, когда кто-то из них не получит повестку просто потому, что у государства в определенный момент нет необходимости в таком количестве военнослужащих.
Представитель Чечни предпочел не заострять вопрос о судьбе тех, кто сейчас работают в республиканских органах власти и отметил, что отстаивает в суде "судьбу всех молодых российских чиновников". Однако Кротов еще раз отметил, что граждане, не служившие в рядах РА по объективным причинам - будь то законные формы отсрочки или же решение военных - по действующему законодательству не могут считаться "уклонистами". Хотя в обозримом будущем ситуация может измениться.
- Есть мнение, что все обязанности по исполнению воинского долга необходимо возложить на призывника, - пояснил представитель Совета Федерации в КС РФ Алексей Александров, - чтобы гражданин сам проявлял инициативу по отношению к государству. Сам обращался в военный комиссариат по достижению определенного возраста, а не ждал повестки. Хотя в виде законопроекта это пока еще не существует.
По мнению Александрова, "отношение к государственной военной службе характеризует отношение и к государственной службе в целом". То есть чиновники, которые на 1 января 2014 года не отслужили в армии баз законных оснований, должны подлежать увольнению. Однако в данном случае возникает еще одна правовая коллизия: статья 54 Конституции РФ гласит, что "закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет".
- Законодательство не содержит переходных положений для граждан, которые уже проходят государственную гражданскую службу, - отметила представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева. - Лица, которые до вступления в силу новой нормы федерального закона не прошли военную службу по призыву, но и не совершили уголовно наказуемых противоправных действий, не могли предвидеть последствия, которые их деяния повлекут в будущем. Таким образом, они оказываются в худшем положении по сравнению с теми, кто уже знает о новом требовании.
При этом, по мнению представителя Генпрокурора, само требование о службе в армии не противоречит Конституции РФ, однако все вышесказанное "свидетельствует о необходимости совершенствования и конкретизации нормативов законодательства".
Конституционный суд РФ выслушал доводы сторон и признал, что в дальнейшем исследовании доказательство нет необходимости. Решение по делу об "уклонистах" будет принято в закрытом режиме, о дате его провозглашения станет известно позднее.