- Что изменилось за прошедшие три года и какие сферы инновационного сотрудничества планируется обсуждать с китайскими коллегами?
- В инновационном развитии страны произошло много перемен. Экосистема инноваций, в основном созданная еще до первого форума, окрепла, наполнилась передовой экспертизой, технологиями поиска и управления инновационными проектами, вырисовались определенные контуры внедрения инноваций в ключевые технологические направления, сформировались векторы международного партнерства. За прошедшее время практически полностью сформирована национальная инновационная система, включающая различные элементы - инновационную инфраструктуру, институциональные условия, законодательное регулирование. Государство, общество уже осознают, что уровень инновационного развития каждой страны определяет конкурентоспособность ее экономики на международной арене, что актуально в нынешних условиях.
Исполнение задач основного программного документа в области инновационного развития российской экономики - Стратегии инновационного развития России до 2020 года - позволило достичь позитивной динамики по ряду показателей, отражающих место страны в мировой инновационной системе. Так, например, в 2012 году Россия заняла 4-е место в Европе по объемам вложений в высокотехнологичные отрасли (исследование Dow Jones VentureSource).
Это отражение той государственной политики, которая подтверждает, что формирование будущего - вопрос консенсуса лидеров технологического развития, институтов развития, бизнесменов, органов власти. Особенно важны встречи на глобальном уровне, которые в сжатые сроки позволяют на одной площадке - в одной точке - получить максимум от общения на самом высоком экспертном уровне. Форум за три года утвердился в статусе глобальной дискуссионной площадки, посвященной новейшим технологиям и перспективам международной кооперации в области инноваций. В Москву приезжают ведущие эксперты со всего мира, главы глобальных корпораций, лидеры научного и технологического развития, авторы прорывных технологий. Москва уверенно поднимается в рейтинге инновационных столиц мира (Рейтинг мировых инновационных городов - Innovation Cities Index): с 74-й позиции (2013 год) до 63-й (2014 год).
- Что даст сотрудничество с Китаем?
- Партнерство с Китаем при подготовке форума и выставки доказывает стремление двух стран к развитию технологического сотрудничества. Подобная партнерская программа, запущенная в прошлом году совместно с Финляндией и Францией, показала хорошие практические результаты на государственном и отраслевом уровнях. В этом году мы рассчитываем на плодотворное участие КНР, которая привезет на форум авторитетных экспертов и влиятельных игроков инновационного рынка, организует специальное мероприятие "Диалог по инновациям: взаимодействие инновационной политики стран-партнеров", представит расширенную экспозицию на выставке Open Innovations Expo. Там будут представлены достижения Китая в создании особых экономических зон, технопарков и инновационных кластеров, развитии авиационной отрасли и освоении космического пространства, ядерной энергетики, инфотелекоммуникационных технологий и новых источников энергии. В создании коллективной экспозиции участвуют 18 ведущих компаний, университетов и технопарков КНР.
Наши страны проявляют взаимный интерес к развитию сотрудничества, росту инвестиций и реализации совместных проектов. Россия заинтересована в том, чтобы китайский бизнес активнее инвестировал за пределами российской энергетической отрасли (которая пока удерживает лидерство по объему вложений из Китая). И законы КНР тоже стимулируют инвестиции именно в высокотехнологичные российские компании. Сейчас Россия и Китай реализуют совместные проекты по 40 направлениям, общий объем инвестиций в них превышает 20 млрд долл. Взаимный интерес представляют сотрудничество по системам ГЛОНАСС и "Бэйдоу", космические проекты. А Международная группа "100 инноваторов" на форуме представит проекты молодежи. Спектр их интересов чрезвычайно широк: здесь будут и высококачественные технические решения для мобильной индустрии, и платформы для управления бизнес-процессами, и технологии для борьбы с контрафактной продукцией, образовательные и медийные проекты, которые реализуют молодые люди двух стран.
- На саммите БРИКС летом Россия договорилась о сотрудничестве в сфере инноваций с партнерами по альянсу. В каких областях планируется развивать это сотрудничество?
- В Форталезе (Бразилия) государственные банки стран БРИКС подписали соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций. Оно предполагает участие банков развития в поддержании сотрудничества между нашими странами в сфере инноваций. Особое внимание будет уделяться поддержке малого и среднего бизнеса, который работает в этой сфере. Кроме того, сотрудничество будет способствовать устойчивому росту и притоку инвестиций в инфраструктурные сектора экономики, энергоэффективное и высокотехнологичное производство. Сейчас уже можно отметить ряд направлений, по которым возможно создание совместных предприятий при поддержке банков развития для финансирования перспективных инновационных проектов, например в области фармакологии, биотехнологий.
Страны БРИКС обладают огромным потенциалом для развития взаимодействия в этой области: от формирования совместных долгосрочных программ сотрудничества до создания высокотехнологичных зон (научных парков) и инкубаторов, формирования общих "технологических платформ", стимулирования совместного инвестирования в развитие исследовательских и инновационных центров БРИКС. И у нашей страны хороший потенциал в области инновационного развития. В частности, потенциал системы образования, сохранившиеся научные школы, уровень базовых технологий. Кроме того, потенциал для развития есть в спросе на инновации в инфраструктурных и социальных секторах, в секторах обороны, безопасности и космоса, внутреннем потребительском рынке, доступности знаний и технологий.
- Насколько Россия интегрирована сегодня в глобальную инновационную систему?
- Участие в мировой инновационной системе - это необходимое условие инновационного развития экономики любой страны, поскольку последнее невозможно без открытого взаимодействия и обмена опытом между странами. Для России это условие не является исключением. Проведение форума, одна из главных целей которого стимулирование развития международного сотрудничества в области инноваций, - подтверждение этому. В условиях глобализации повышение конкурентоспособности инновационной системы РФ напрямую зависит от степени ее интеграции в мировые системы связей.
Позитивная динамика международных индексов, отражающих уровень инновационного развития и место страны в глобальной инновационной системе, свидетельствуют об укреплении позиции России на международной инновационной арене. В то же время наши организации и высокотехнологичные компании пока слабо там представлены. Тем не менее интеграция России в глобальную инновационную систему происходит по двум направлениям. С одной стороны, это и выход на зарубежные рынки российской высокотехнологичной продукции, и участие в международной кооперации по вопросам инновационного развития. С другой - привлечение зарубежных партнеров в реализацию инновационных инициатив в России. К примеру, располагая значительным научным и инженерно-конструкторским потенциалом, наша страна может стать привлекательной площадкой для размещения исследовательских центров международных корпораций.
- Что делается для привлечения иностранных партнеров?
- Для создания благоприятных внешних условий долгосрочного развития страны, модернизации экономики, а также укрепления позиций России как равноправного партнера на мировых рынках, проводится системная работа по продвижению интересов российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках. Государство поддерживает конкретные внешнеэкономические проекты в области модернизации экономики и инновационного развития России, цель которых - продвижение на внешние рынки российских высокотехнологичных/инновационных продукции, технологий и услуг, а также привлечение инвестиций, технологий и компетенций в экономику страны.
Для поддержки развития российского несырьевого экспорта утверждена "дорожная карта", ключевые направления которой направлены на устранение таможенных, административных и фискальных барьеров для развития экспорта; развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, предоставляющих финансовые, организационные, маркетинговые и информационные услуги экспортерам; усиление координации и взаимодействия всех заинтересованных структур в развитии экспорта. План "дорожной карты" предусматривает рост количества организаций-экспортеров на 60% к 2018 году по сравнению с 2011-м, а стоимость экспортной продукции должна увеличиться более чем в два раза.
В 2013 году был поддержано 88 инновационных проектов во внешнеэкономической деятельности, по которым торгпредства РФ искали зарубежных партнеров, прорабатывались локальные рынки высокотехнологичной продукции, исследовалось местное законодательство и отраслевой рынок применительно к планам коммерциализации результатов проектов. Кроме того, при участии торгпредств успешно реализовано 34 бизнес-миссии, во время которых бизнес расширял взаимодействие с зарубежными партнерами как по ключевым (США, Канада, Япония, Франция и др.), так и по перспективным с позиции технологического партнерства странам (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.).
- Российская инновационная продукция ориентирована в основном на внутренний спрос (например, на госкомпании) или и на внешние рынки?
- Низкий спрос на инновации в российской экономике и его избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок, конечно, признаны ключевыми проблемами инновационной системы страны. Поэтому стимулирование спроса на инновационную продукцию выходит на первый план в госполитике. Но то, что российская инновационная продукция ориентирована только на внутренние рынки, это глубокое заблуждение. Наша инновационная продукция с успехом осваивает и внешние рынки. Вообще вывод российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки и активное участие наших компаний в мировой конкуренции рассматриваются как необходимые условия создания и развития инновационного бизнеса. Другое дело, что российская высокотехнологичная продукция пока слабо представлена на международном рынке. По данным Всемирного банка, доля высокотехнологичной продукции в структуре экспорта промышленных товаров РФ в 2012 году составила 8,4%. По этому показателю Россия уступает большинству развитых стран, а также странам БРИКС (за исключением Индии и ЮАР). В Бразилии доля высокотехнологичного экспорта составляет 10,5%, в Китае - 26,3%, в Индии - 6,6%, в США - 17,8%, в Германии - 15,8%.
Но у нас нет оснований противопоставлять внутренний и внешний рынки инновационных товаров и услуг, поскольку крупные национальные компании (например, "Газпром", "Роснефть") интересны и российским, и зарубежным инновационным партнерам. Очевидно, что нашим компаниям проще действовать на родном для них рынке, а выход на зарубежные рынки связан с издержками и сложностями. Для устранения этого барьера появились программы инновационного развития. Компании с госучастием, реализующие их, обеспечивают около 20% российского ВВП и около 40% затрат на исследования и разработки в целом по РФ.