Россияне не намерены отказываться от дорогих покупок

Нет таких времен, когда в России не говорили бы о "грядущем кризисе". Однако, как выяснили социологи холдинга Romir, страхи страхами, а жизнь жизнью. Россияне пока не собираются отказываться от запланированных крупных покупок или сокращать расходы. Исключение составляет только авторынок - вариант "накопил и машину купил" у наших сограждан все менее популярен.

Прошедшие весна и лето, как отмечают социологи, выдались в целом не самыми благоприятными в экономическом плане. Темпы роста заработной платы и доходов населения на фоне инфляции, снижения роста ВВП и других негативных явлений снизились с 12% до 9% в номинальном выражении. Если раньше реальные доходы росли на 5% в год, то сейчас - только на 0,5-0,9%. Не добавили радости выросший курс рубля по отношению к евро и доллару, массовые банкротства турфирм и тревожные новости из-за ближней границы. Аналитики предполагали, что на этом фоне люди постараются отложить деньги на черный день и откажутся от уже запланированных покупок или расходов. Оказалось, что нервы у российских потребителей все-таки крепкие. Убавилось потенциальных покупателей только на автомобильном рынке: число людей, которые планировали приобрести машину в ближайшие полгода, сократилось в полтора раза по сравнению с прошлыми годами.

Правда, 27% участников опроса сказали, что за прошедшие полгода они никаких крупных покупок вообще не совершали. Это несколько меньше, чем год назад (32%). Треть опрошенных (36%) не планирует больших расходов и в следующем полугодии. В данном случае социологи делают вывод о том, что все "стабильно": цифры год от года остаются почти неизменными. А крупные расходы бывают неожиданными (например, на лечение или на ремонт), поэтому в изначальных планах и не присутствуют. Однако средства на них люди все же изыскивают.

За минувшие полгода 45% россиян изрядно потратились на одежду и 40% намерены это делать в ближайшем будущем. Вопрос лишь в том, как будет соотноситься качество и количество покупок - не станут ли российские потребители делать выбор в пользу того, что "числом поболее, ценою подешевле".

Каждая пятая российская семья (21%) за последние 6 месяцев тратила существенные суммы на медицинское обслуживание, 15% ожидают, что эти вложения им в скорое время предстоят. Так как часто именно эти расходы буквально "сваливаются на голову", вряд ли они станут меньше, даже если люди пока о них не задумываются.

Пятая часть россиян (20%) за последние 6 месяцев совершила крупные траты, связанные с поездками на отдых. Лето прошло, настало время затишья - и все-таки каждая десятая семья (10%) намерена вновь вкладывать средства в каникулярные путешествия и развлечения этой осенью-зимой.

14% семейств "спустили деньги в трубу" - сказали о серьезных вложениях в ремонт и благоустройство своего дома (установка окон, дверей, сантехники и т.п.) в квартире или на даче. Это тоже расходы скорее сезонные, но и в холодное время их не избежать каждому десятому дому. Если не случится чего-то из ряда вон выходящего, конечно. Тогда придется раскошеливаться всем прочим.

11% респондентов вложили солидные средства в собственные развлечения (театр, кино, концерты, рестораны и т.п.). Планируют такие расходы лишь 8%, но обычно жизнь корректирует суровые самоограничения: как ни старайся экономить на статье расходов "вино, кино и домино" - не получается, хоть плачь. Не случайно, отмечают аналитики, доходы российского кинопроката ежегодно увеличиваются на 15-20% в рублевом выражении.

На чем точно россияне не будут экономить, - на образовании. 12% семей вложили в эту сферу свои кровные за прошлые полгода, 10% запланировали такие траты.

Крупной покупкой для каждой девятой семьи (11%) стал новый мобильный телефон или смартфон. 4,5% респондентов теперь готовы идти за очередной новинкой. Жизнь, скорее всего, перехитрит экономных граждан. Да и такие покупки, отмечают социологи, давно перешли из категории "плановых" покупок в разряд "спонтанных". Купят, погорюют о потраченных деньгах, но обратно мобильник точно не сдадут.

Каждая десятая семья приобрела мебель, 7% уже присматривают себе гарнитур или новые кухонные шкафчики. А вот с новой машиной, скорее всего, потребители торопиться не будут. Да и ремонт или тюнинг своей машины запланировали только 4% участников опроса (или 9% тех, в чьей семье есть авто). Но тут тоже от судьбы не уйдешь - мало ли что может в капризном механизме сломаться и на какую сумму. Обычно владелец плачет, но платит за починку "железного коня" - куда деваться?

По мнению социологов, на крупном потребительском рынке пока есть "потенциал для умеренного сбалансированного роста". А потребители не настолько напуганы близостью кризиса, чтобы всерьез затянуть пояса и отказаться от крупных и мелких радостей жизни, которые можно купить на заработанные деньги.