"Есть специальный проект, связанный с внедрением медиации в школе, - рассказал Виктор Блажеев. - Возникает масса вопросов, связанных с урегулированием конфликтов в школе. Будем активно включаться в этот процесс". Как уже писала "РГ", правительство планирует создать систему служб школьной медиации - детей, родителей и учителей научат общаться в диалоге, без драк и оскорблений. Курирует эту работу в том числе недавно созданный Федеральный институт медиации.
"В школах не должно быть отдельных штатных медиаторов, - рассказывала в свое время "РГ" руководитель Федерального института медиации Цисана Шамликашвили. - В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть 5 - 6 школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д.
Также, она напомнила, что правительство утвердило концепцию по развитию сети служб медиации, в том числе для реализации восстановительного правосудия. Идея в том, что подросткам, совершившим какое-то нетяжкое преступление, помогут загладить вину. Скажем, починить забор, сбегать за лекарствами для старушки и т.п. То есть вместо наказания человека заставят сделать что-то полезное, а в процессе этого осознать, как он был неправ.
В целом, как отмечают судьи, сегодня граждане крайне редко обращаются к медиаторам. В результате, как сообщил вчера судья Владимирского областного суда Александр Бочкарев, в прошлом году лишь в 15 регионах страны разрешались дела с применением процедуры медиации. И речь о единичных случаях. Во Владимирской области же в этом году медиация в судах применялась 17 раз, результата удалось достичь в семи делах. В основном люди с помощью посредника-миротворца решали семейные споры. Также медиаторы помогали найти общий язык людям и во время соседских споров, скажем, по границам земельных участков. Сейчас обсуждаются различные идеи, чтобы сделать медиацию более привлекательной для людей.
Например, прозвучала идея повысить судебные пошлины для тех, кто предварительно не обращался к услугам медиаторов или вообще не пытался использовать какие-то досудебные процедура. В спорах по защите прав потребителей можно было бы обязать продавцов оплачивать работу медиатора, а когда работник спорит с начальником по каким-то трудовым вопросам, то работодатель мог бы привлечь специалиста по мирным переговорам.