Ранее на заседании правительства Центробанк представил возможные сценарии единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 годы. По закону, Банк России должен представить их в Государственную Думу до 1 октября.
И в кабмине, и в Центробанке, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, исходят из того, что ценовая стабильность лежит в основе макроэкономической стабильности. От нее зависит доверие граждан к финансовой системе, поэтому инфляция - тот вопрос, который в значительной степени беспокоит россиян. "В этом году она может составить более семи процентов, что выше запланированного", - констатировал председатель правительства.
- В настоящее время инфляция под воздействием, в основном, внешних непредвиденных факторов существенно ускорилась, - сказала в свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина. - Уже видно, что по итогам 2014 года цель в пять процентов не может быть достигнута. По нашей оценке, инфляция будет 7,5 процентов и, может быть, даже выше.
Одна из причин расхождения факта с планами - изменившиеся политические и экономические обстоятельства. В этих условиях, подчеркнул премьер, важно обеспечить за счет инструментов денежно-кредитной политики максимально низкую в текущих условиях инфляцию. "Банк России предлагает завершить переход к таргетированию инфляции, установить в среднесрочной перспективе целевой ориентир роста потребительских цен на уровне 4 процента в год где-то начиная с 2016 года", - заявил Дмитрий Медведев.
- Тем самым мы посылаем сигнал гражданам, бизнесу, инвесторам, нашим торговым партнерам, рассчитываем на их доверие к нашей макроэкономической политике, на то, что проводимая политика будет способствовать стабильной позиции рубля в качестве валюты сбережений и, естественно, будет способствовать нормальным внешнеторговым расчетам, сделает более доступным кредитование предприятий реального сектора, укрепит конкурентоспособность такого рода компаний, - объяснил глава кабмина смысл такого решения.
Глава Центробанка подтвердила предложение сохранять цели по инфляции на 2015 и 2016 годы на уровне 4,5 и 4 процентов соответственно, хотя и есть риски не достичь эти ориентиры. "Мы не должны подгонять цель к факту, - считает Набиуллина. - Мы должны объяснять, почему она не достигнута и в какой период, и за счет чего инфляция выйдет на нормальную траекторию".
При этом ЦБ, по словам его руководителя, не намерен любой ценой и в короткие сроки добиваться снижения инфляции. Процесс будет двигаться постепенно в течение 2-3 лет и учитывать состояние экономики страны и ее перспективы.
"По нашим прогнозам, развитие российской экономики в условиях структурных ограничений останется инерционным", - считают в Центробанке. В ЦБ подготовили три возможных сценария развития, считая наиболее вероятным базовый. Он предполагает постепенное восстановление мировой экономики, незначительное снижение цен на нефть, а также разрешении геополитических проблем и снятии в течение 2015 года большей части введенных взаимных санкций. В таком случае экономика вырастет в 2015 году на 0,9-1,1 процента в 2015 году, в 2016 - на 1,8-2 процента и в 2017 - на 2,2-2,5 процента. Правда, в этом прогнозе цена на нефть марки Urals в 2015 году заложена на уровне 104,8 доллара за баррель, в 2016 году - 103,1 доллара, в 2017 году - 102,5 доллара.
Самые низкие нефтяные показатели заложены в кризисном сценарии - 99,5, 90,8 и 86,5 доллара соответственно. Но в ЦБ рассматривают и более резкое падение цен на нефть. "В настоящее время Банк России дополнительно прорабатывает четвертый - стрессовый - сценарий, который предполагает резкое, более существенное снижение цены на нефть на прогнозном горизонте, - сообщила Эльвира Набиуллина. - Мы рассматриваем возможность включения данного сценария в документ на следующем этапе доработки проекта основных направлений".
Глава Центробанка также ответила тем, кто считает, что за счет мер денежно-кредитной политики можно существенно стимулировать рост экономики страны. "Замедление роста в значительной степени обусловлено структурными факторами, и переломить влияние этих факторов денежно-кредитная политика не может",- уверена она. Сейчас роста можно добиваться только за счет увеличения производительности труда.
Отсутствие длинных денег и высокие проценты по инвестиционным кредитам являются одним из ограничителей экономического роста, и взаимосвязь между ДКП и условиями кредитования конечно есть. Однако, указала Набиуллина, Банк России с помощью своих инструментов не может напрямую регулировать процентные ставки по кредитам банков.
"К чему может привести попытка стимулировать кредитование самым легким способом - снижением ключевой ставки Центрального банка? Если даже коммерческие банки будут получать средства от ЦБ под низкие проценты, допустим, под 4 или 6 процентов, то вряд ли от этого они будут давать кредиты предприятиям с высокой долговой нагрузкой и непонятными перспективами сбыта продукции", - пояснила глава ЦБ. Без инвестиционных проектов с низким уровнем риска только увеличатся риски валютных спекуляций, отток капитала и инфляция. Если этот процесс примет масштабный характер, то появятся риски долларизации депозитов и ухода в наличную валюту. Тогда Центробанк будет вынужден тратить золотовалютные резервы и повышать ставки. "И, по сути, от благих намерений мы получим лишь ухудшение ситуации", - подытожила Набиуллина.
Поэтому меры денежно-кредитной политики лучше всего использовать для снижения инфляции, что само собой даст требуемый результат. "Ставки тогда будут снижаться в меру снижения инфляции. Как правило, инфляция задает нижнюю планку ставки по кредитам, потому что инфляция задает нижнюю планку ставок по депозитам", - напомнила председатель Центробанка.