24.09.2014 23:55
    Поделиться

    Заммэра Москвы: Для машин на Тверской останется по четыре полосы

    Петр Бирюков: Чему учатся европейцы у столицы, об эксперименте с реагентами и где может появиться лыжня "Москва"
    На "Деловом завтраке" в "РГ" побывал заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Разговор о хозяйстве мегаполиса оказался неожиданно интересным.

    Купила мама Леше...

    - Петр Павлович, вы уже сообщали о том, что столица полностью готова к зиме. Давайте поговорим о том, что волнует всех. Например, будут ли применяться новые реагенты для борьбы с гололедом? Очень хочется, чтобы с их помощью не только быстрее таял снег, но и не портилась обувь, на здоровье людей и животных они негативно не влияли...

    Петр Бирюков: Мы будем использовать только реагенты, которые уже хорошо зарекомендовали себя. Последние четыре зимы для тротуаров мы применяем специальные разработки с добавлением муравьиной кислоты. Они более эффективны и не влияют отрицательно на окружающую среду. Это подтвердили испытания. На их основе с 2011 года в городе появилась утвержденная на федеральном уровне технология применения реагентов, которой прежде не было. Мы работаем в соответствии с ней, а не сыплем как попало. Благодаря этому в прошлом году, например, сэкономили 50% заготовленных препаратов.

    Не случайно наш опыт приезжают изучать из всех европейских столиц, расположенных на тех же широтах и параллелях, что и Москва. По 7-10 делегаций, включая канадцев, бывает за зиму! Смотрят, как мы используем реагенты, как в целом ведем уборку, и следуют нашему примеру. Уверен: что бы ни говорили, совсем без реагентов нам не обойтись. У нас за зиму бывает 50-70 переходов через ноль. То лед растает, то вода замерзнет... Из-за этого до 2010 года по 400-420 человек в день получали травмы во время ледяных дождей. А в последние два года за всю зиму не более 300 случаев, да и те чаще всего не подтверждались.

    - Если реагенты безвредные, то почему обувь белеет от них?

    Петр Бирюков: Реагенты тут ни при чем. Для обработки тротуаров мы применяем еще и мраморную крошку, которая, как известно, содержит мел, природный материал. Белизна, попадающая на обувь и одежду, - от него. Почистите щеткой ботинки, и ничего не останется. Как-то на одной из пресс-конференций один из ваших коллег мне пригрозил: вот если к концу зимы мои красивые ботинки из- за ваших реагентов придут в негодность, я вам их принесу! Я сказал: пожалуйста, приносите! С тех пор прошло четыре года. Но мне так никто и не показал свою испорченную обувь. Хотите, проведем эксперимент? Алексей, у вас какой размер обуви?

    Алексей Савин, зам. главного редактора "РГ": Сорок восьмой.

    Петр Бирюков: Купите новые ботинки. Проносите зиму. А весной вместе посмотрим, что с ними стало. Выйдут из строя? Куплю вам новые.

    Алексей Савин: Согласен. Я не люблю чистить ботинки, поэтому эксперимент будет чистым.

    Петр Бирюков: Чтобы эксперимент был уж совсем чистым, нужны три участника. Пусть один, скажем, Алексей, получит ботинки от "Российской газеты", еще один - от комплекса городского хозяйства, бюджету Москвы такие расходы по силам, и третий - от производителя реагентов.

    - Согласны. Кто хочет ботинки от Бирюкова? Есть желающие: в эксперименте готовы принять участие Ирина Огилько и Азалия Идрисова - обозреватели отдела "Москва". Завтра все трое отправятся по магазинам за обновками. А потом вместе с читателями подождем холодов и начнем их испытания гололедом. Весной представим результаты - как наши ботинки выдержали ваши безопасные реагенты.

    Петр Бирюков: Договорились.

    Сантехник из Иванова

    - И все-таки со стороны кажется, что дворников и тех, кто поливает дороги реагентами, премируют за количество использованных химикатов. Это так, признайтесь Петр Павлович?

    Петр Бирюков: И дворников, и всех остальных специалистов мы премируем за качественно убранную дорогу. 84% дорожной сети в Москве сейчас убирается силами государственных бюджетных учреждений. Город дает им задание и выделяет средства на содержание квадратного метра дороги. На эти деньги они сами закупают и реагенты. Чем меньше потратят, тем больше сэкономят. Деньги остаются у них. Они могут пустить их на развитие своего предприятия, в том числе и на зарплату. Такая система в равной мере относится и к частным предприятиям, занятым не только на уборке дорог, но и на эксплуатации жилищного хозяйства - там мы тоже внедряем ГБУ. Судя по тому как активно развивается ГБУ "Жилищник", деньги у него остаются. Судите сами. Тот же дворник в частной компании зарабатывает 13-14 тыс. руб, а дворник в "Жилищнике" - в два, а то и в два с лишним раза больше.

    - Это что же, тысяч по 30 имеет?

    Петр Бирюков: Именно так! Не случайно в "Жилищнике" процентов 40-45 - жителей Москвы и Подмосковья, остальные - из других регионов России. Работают вахтовым методом. С удовольствием едут в Москву, потому что дома уровень зарплаты у слесарей-сантехников, электриков, водителей значительно ниже. Сейчас "Жилищник" взял на себя 46 районов города из 126. На следующий - еще 39 и в 2016-м получит остальные районы.

    А ремонт во дворах закончен?

    Петр Бирюков: В этом году все дворы приведем в соответствие с новыми стандартами. 35 тысяч детских городков уже заменены, создано около 4,5 тысячи межквартальных городков, более 5 тысяч спортплощадок. И что еще очень важно: все дворы теперь освещены - не только жилых домов, но и детсадов и школ. Далее поддерживать порядок в них - долг управляющих компаний, как и в подъездах. Собянин, когда пришел в Москву в 2010 году, первым делом запросил справку об их состоянии, из 104 тысяч отвечали нормам тогда лишь 27 тысяч. Мы отработали стандарты, каким должен быть подъезд, город выделил деньги. В первый год привели в порядок 30 тыс. подъездов, за второй - 15 тысяч. Программа сформирована так, чтобы в этом году довести до стандарта и остальные. Ну, а дальше Жилинспекция будет следить за тем, чтобы управляющие компании и впредь содержали подъезды в нормальном состоянии . За свои денежки они будут менять провода, ремонтировать столярку и т. д. Мы, жители, платим за это денежки в графе текущий ремонт.

    - Одно время в жилых домах начался буквально лифтопад...

    Петр Бирюков: Его больше нет. Из 25 тысяч лифтов, которые требовалось заменить до 2016 года, заменено 14 тысяч, да еще 5 тысяч обновим до конца декабря. В 2015-м - заменим остальные, отработавшие срок.

    - А дороги к зиме уже готовы?

    Петр Бирюков: Нынче мы растянули график: не к 1 сентября поставили задачу отремонтировать дороги, а к 1 ноября. Нам же надо сделать порядка 17,5 млн кв. м проезжей части. Чтобы не перекапывать сразу полгорода и не создавать хаоса с закрытием улиц, дали дорожникам дополнительное время. Технология у них по требованию мэра тоже изменилась. В прошлом году работали примерно 100 подрядчиков, плюс 150 во дворах, в этом - всего 10. Это поможет лучше содержать их по новым нормативам, по которым вылетная магистраль теперь будет ремонтироваться раз в три года, дороги второй и третьей категории - раз в четыре, внутридворовые дороги - раз в 6 лет, а тротуары - раз в 8 лет. То есть раскапывать их будем вдвое реже. Так вся Европа работает уже давно. Это заставит и наших подрядчиков работать более качественно и применять лучшие материалы, так как срок их гарантийных обязательств увеличен с года до трех лет.

    - Еще бы пыли и грязи поменьше на улицах. Одно время с этой целью начинали понижать газоны...

    Петр Бирюков: Мы этой работе придаем очень большое значение. И потому что надо убрать грязь, и потому что это экология. Ведь земля, стекая в дождь с газонов, насыщается выбросами автомобилей, тяжелыми металлами, которыми потом дышат люди. 3 тыс. га газонов в городе уже понизили, и с них, прикрытых бордюрами, теперь ничего не стекает. Кроме того, стараемся уйти от металлических барьеров. Они ржавеют, их машины сбивают, то и дело приходится красить... Вместо них делаем технические тротуары - то есть отступив от бордюра дороги на 40 см, кладем еще один бордюр. Это не дает нерадивому водителю заехать на газон, а грязь, которая отлетает от транспорта, не летит в пешехода, а задерживается на техническом тротуаре. Вымыть эти бордюры весной с помощью специальной коммунальной техники будет нетрудно. Так делают в Германии, Австрии. Нам понравилось. Кроме того, вы заметили, что мы сейчас без конца гоняем по московским улицам пылесосы? До 2011 года их было 120 на всю Москву, а сейчас - уже около 1000. Ходят зимой и летом.

    140 км пешком

    - Вспомним с благодарностью и об ушедшем лете. Оно принесло москвичам новые прекрасные пешеходные улицы. Особенно если не забывать, какими грязными и заставленными транспортом они были. Спасибо вам от всех москвичей за это. Будет ли продолжено создание пешеходных зон и дальше?

    Петр Бирюков: Будет. У мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина еще много идей, как сделать город более комфортным и благоустроенным. Это ведь по его решению начали приводить в порядок сначала дворы, затем из дворов вышли на пешеходные зоны. Само это понятие "пешеходная улица", "пешеходная тропа" у нас появилось буквально три года тому назад. Напомню, тогда в Москве был пешеходным только Старый Арбат. Собянин принял решение: давайте сделаем еще пешеходную улицу, предположим, от здания мэрии на Тверской, 13. Посидели, посмотрели пешеходные потоки. Вышли на Камергерский переулок, оттуда - на Столешников - там кусочек пешеходный был совсем маленьким, мы его к 850-летию Москвы делали. Потом соединили с улицей Дмитровка, вышли на Кузнецкий мост. Получилось хорошо, общая длина - 2,1 км. Потом добавились Никольская, Крымская набережная...Ну, а в этом году - Покровка, Маросейка, Пятницкая. Завершили работы по благоустройству на площади Гагарина. Дальше через Нескучный сад вышли на Первую Фрунзенскую, через Хамовники - к Киевскому вокзалу.. Это уже не центр города, но мы не остановились. Работали и в других округах - сделали в прошлом году еще 36 улиц, плюс 32 - в этом. Суммарная протяженность пешеходного пространства, созданного за какие-то два-три года получилась 100 км. В этом году добавился еще 41 км.

    - А вы пешком ходите по городу?

    Петр Бирюков: Хожу! Каждый вечер часиков в девять иду проводить штабы или же пешочком смотреть улицы. Километров 10 прохожу за день. А когда перевозили "Буран" из парка Горького на ВДНХ, то все 15 км протопал за грузовиком, на котором его везли. Умножьте 15 на 3 - я же бегал туда-сюда - и посчитайте, сколько набегал с 22.00 в субботу до 7.00 в воскресенье. Впереди теперь - программа "Моя улица", ее цель - за 4 года привести в порядок все улицы города.

    - Но это будут уже не пешеходные улицы?

    Петр Бирюков: Разные. И пешеходные, и магистральные. Например, мы работаем над Каширским и Варшавским шоссе. Каширка от Борисовских прудов до МКАД - это 4,6 км. Правая ее часть уже сделана так, что можно идти по ней пешком. Сейчас поступил запрос от горожан: не сделаете ли более комфортной для пешеходов улицу Тверскую ?

    - И что, неужели это возможно? Нам всегда говорили, что если перекрыть Тверскую, то город ждет транспортный коллапс...

    Петр Бирюков: А если не перекрывать? А лишь увеличить пешеходную часть, не сужая проезжей? Это возможно, так как на протяжении улицы встречаются искривления и расширения. Такой проект мы уже разрабатываем, чтобы реализовать будущим летом. На первом этапе планируем сделать кусок от Моховой до Пушкинской площади, соединив его с Новопушкинским сквером. На втором - пойдем от Маяковки до Белорусского вокзала. Для движения машин на Тверской останется по четыре полосы.

    Лыжня России есть.

    Даешь лыжню Москвы!

    - Вернемся еще раз к грядущей зиме. Была замечательная идея: сделать ледовую дорожку по набережным Москвы. Представляете, как было бы здорово: встал на коньки на Воробьевых горах и поехал километров пятнадцать. Вот только настоящих морозов в Москве теперь мало бывает, а искусственный лед, наверное, очень дорог?

    Петр Бирюков: Что поделаешь? Погодные условия у нас такие, что приходится делать и искусственный лед. Я снова напомню: первый искусственный каток в Москве появился в каждом районе в 2012 году. Сегодня их уже 157 общей площадью примерно 250 тыс. кв. м. Заливаются в основном во дворах, доступных для всех ребят. Есть 40 катков площадью 5 тыс. кв. м и больше каждый. А в этом году откроется самый крупный открытый каток в городе - площадью 21 тыс. кв. м - на ВДНХ. Зальем его на центральной аллее, и с ноября он начнет функционировать. Всего катков прошлой зимой было 1600, а в этом будет еще чуть больше. Плюс 700 км лыжных трасс, из которых 220 км будут освещенными.

    - Журналистам "РГ" тоже хотелось бы внести лепту в благоустройство Москвы. Нам очень нравится то, что между ВДНХ, парком "Останкино" и Ботаническим садом снесены заборы и появилась одна большая садово-парковая зона. Вот бы еще проложить лыжню здоровья по ней! Мы бы взяли ее под свой информационный патронаж. Есть лыжня России, почему не создать лыжню Москвы? Обещаем пригласить на ее открытие лучших лыжников города.

    Петр Бирюков: Возьмите карту и нарисуйте, какой вы видите лыжню. Дайте мне ее трассер, и мы сделаем. У нас все для этого есть. Снегоходы, другая спецтехника. Обещаю полную поддержку. Мы ведь уже многое сделали для ВДНХ. Главная выставка страны разваливалась в течение 25 лет. Получив ее в собственность в марте, к июню Москва вернула ей прежнее лицо. Пока, подчеркиваю, только лицо. Отремонтировали примерно полмиллиона кв. м асфальта ( это примерно столько, сколько уложено его на Ленинском проспекте), разбили 3 га цветников, впервые за много лет там заработали все 17 фонтанов. Привели в порядок 50 зданий, 26 из которых вернули исторические фасады 50-х годов. Реставрировали Зеленый театр, там сейчас идут первые концерты и спектакли. Но это только начало возрождения. Мэр дал задание проработать как можно больше новых зон отдыха для москвичей и летом и зимой.

    Всех же не сведешь в один парк им. Горького. Да и нет такой необходимости. У нас в городе 126 парков и усадеб. Практически все приведены с 2010 года в порядок. К примеру, вокруг Борисовских прудов теперь можно 17 км ехать и на велосипеде, и на лыжах. И не только - там же целая индустрия отдыха. Мангальные зоны, спортивные площадки, футбольные поля с искусственным покрытием. Одно слово - народный парк! И таких лишь за прошлый год у нас появилось 52, а в этом - еще 53. В общей сложности прибавилось 200 га зелени - на всех пустырях, о которых сообщили москвичи. И эта работа тоже продолжится.

    - Куда обратиться, если кто-то из горожан тоже захочет, чтобы рядом с его домом зазеленел парк?

    Петр Бирюков: В районную управу или на портал "Наш город". Нам эти предложения очень нужны, в конце концов из кабинета каждый двор не увидишь.

    Поделиться