Кондуктор автобуса проломил голову 72-летнему пассажиру

"Деньги стали для нас богом, - говорит Жуков. - А человеческие качества и жизнь обесценились. Отсюда все наши проблемы".

Вадиму Васильевичу Жукову 72 года. Он недавно вышел из больницы. Диагноз - перелом основания черепа. Виновник травмы - 19-летний кондуктор. Ему показалось, что Жуков повредил автобус. Защищал имущество.

Кондуктор против пассажира

Утром 14 августа пенсионер стоял на остановке в Новосибирске и раздумывал, стоит ли садиться в автобус 1312-й, который ждал пассажиров с открытой передней дверью. "Народу, вроде, немного, поеду", - решился он, но автобус к тому моменту уже двинулся вперед. Вадим Васильевич побежал вслед, помахал руками и, чтобы привлечь внимание водителя, стукнул по корпусу сумкой. Сумка тряпочная. Пустая.

После удара автобус остановился. По ступенькам спустился юный кондуктор. И, не говоря ни слова, ударил пожилого человека по лицу кулаком.

Вадим Васильевич привалился к кузову. Говорит, что плохо помнит, что было в следующие минуты. Кратковременная потеря сознания. Шок - может быть, даже не от боли, а от совершенной невозможности происходящего. По словам очевидцев, после удара пожилой мужчина все-таки попытался подняться в салон. И получил второй удар, от которого упал на асфальт.

Тут ошарашенный народ в автобусе поднял крик. Самые сердобольные кинулись дедушку поднимать. Завели в автобус. Усадили. Поехали - ехать-то пора, всем на работу надо. Сидит пассажир, молча вытирает кровь с лица. Сидит кондуктор, молча смотрит на пассажира. Кстати, ни кондуктор, ни водитель не объяснили Жукову причин этой вспышки гнева.

Неизвестно, до чего докатился бы этот автобус, если бы не одна женщина-медработник. Она и салфетками Вадима Васильевича снабдила, и уговорила его выйти через несколько остановок, и "скорую" вызвала. Оттуда его и увезли в больницу, где пенсионер пробыл почти месяц. Одна из травм - перелом основания черепа.

Да все не так и страшно!

Виктор Сафронов - индивидуальный предприниматель. Начальник того водителя и кондуктора. Говорит, что о "кошмаре" узнал только спустя пять дней, когда вызвали в городской Центр управления городским автоэлектротранспортом и выдали предупреждение. Виктор боится, что последуют и более серьезные санкции, например, отберут маршрут. Или вчинят огромный иск. Жалуется на убытки - автобус по окраинам левого берега и так ходит полупустым. А тут еще этот скандал. Причина избиения пассажира Виктору понятна. Автобус едва не повредили!

- Пострадавший по заднему стеклу очень сильно ударил, - говорит он. - Водитель остановился и вышел, чтобы посмотреть, не было ли столкновения, вот какой силы был удар.

Водитель рассказал начальству, дескать, убедившись, что автобус не пострадал, он сам помог дедушке подняться в салон. Правда, эта версия расходится с данными следствия. Как сообщил "РГ" старший следователь Следственного управления УМВД России по Новосибирску Игорь Ушаков, водитель кабину не покидал. Наблюдал за происходящим в зеркало. Кстати, следов от "сильнейшего" удара на корпусе автомобиля тоже не нашли. Да и как помнешь железного коня тряпочной сумкой?

- Я этого кондуктора не видел ни разу в жизни, - говорит Сафронов. - Чистое самоуправство водителя - он в каких-то соцсетях нашел этого парня на замену штатному кондуктору всего-то на день. Я за это водителя и премии лишил, и выговор ему объявил, а что толку? Уволить я его не могу, он сам ничего плохого не сделал, да и очередь из желающих устроиться ко мне не стоит.

Виктор уверен: все было не так страшно, как описывает полиция. Во всяком случае, никто не лежал в луже крови на остановке. "Человек спокойно сел и поехал, разве с переломом черепа так бывает?". Предприниматель вспоминает случаи "пассажирского экстремизма", когда люди изо всех сил стараются отсудить у бедных перевозчиков деньги за якобы полученные травмы. Говорит, что сейчас такое сплошь и рядом.

"А правда, что кондуктор - сын вашего водителя?" - спрашиваю. "Я такого ни разу не слышал", - отвечает Сафронов.

Кулак через пропасть

Следователь Ушаков не стал ни подтверждать, ни опровергать то, что 19-летний парень, деловито избивающий пенсионеров, действительно сын водителя автобуса, а не "найденыш" из соцсетей. Есть данные, что он выходил на маршрут не в первый раз. Работал от случая к случаю. "Кулачный" кондуктор немногословен - Жуков говорит, что на допросе парень так и не смог внятно сформулировать, зачем и почему он это сделал. Еще пенсионер слышал, что парень раньше уже был судим. Других подробностей этой короткой биографии узнать не удалось: до предъявления обвинения следствие отказывается что-либо сообщать о подозреваемом.

"Парень недалекого ума", - говорит о нападавшем Жуков. Очевидно, что между пенсионером и кондуктором, столкнувшимися на передней площадке автобуса, - пропасть. И дело не только в полувековой разнице в возрасте. Юнец, который с трудом может связать два слова, и интеллигент, ветеран оборонного предприятия с 33-летним стажем, окончивший Харьковскую военно-инженерную академию и разрабатывавший системы ПРО. Эту пропасть, как мы убедились, легко преодолевает крепко сжатый кулак. А вот слова падают на дно.

Откуда в нашем обществе взялось столько злобы? Жуков говорит правильные слова о том, что во времена перестройки у нас исчезла идеология, общая гуманная идея, место которой в наших умах заняли деньги, а это очень опасная, развращающая души "ценность". Вот и результат - одно потерянное поколение за другим.

С ним согласен и следователь, пусть и в более простых формулировках: "Для многих транспорт сейчас дороже, чем люди". Это, кстати, правда. В Новосибирске все помнят историю владельца "Лексуса" Ивана Джигириса, которая перекликается с нынешней. Пенсионер постарше Жукова стукнул по машине сумкой, тут же получил от хозяина несколько ударов по голове и умер, не дождавшись "скорой". Джигириса, который "защищал" свой джип, посадили. Но народ по-прежнему любит свои машины (и даже, как выяснилось, автобусы) больше "ближнего своего".

Комментарий

Надежда Вавилина, доктор социологических наук

- Уровень агрессии в нашем обществе очень высок. От этого страдают прежде всего слабые - женщины, дети, старики. Таких случаев, когда безжалостно топчут слабых, все больше, это тревожный симптом. Мы выпустили зверя (агрессию) из клетки. И процесс возвращения его в клетку будет для нас сложным и болезненным. Что здесь может помочь? Раньше эффективными были методики, которые использовала Церковь: обряды (венчание, крещение) и другие действия были коллективными, объединяли людей. И священник мог подолгу беседовать с каждым, врачуя душу. Сейчас эти традиции практически утрачены, а виртуальное общение не дает положительного результата. Думаю, коллективное общение необходимо вернуть в наше общество: с народом должны беседовать яркие личности, а также представители власти - разъяснять, что происходит в нашем государстве, обсуждать принятые решения. Чтобы справиться с агрессией, нам нужен диалог.