Новости

25.09.2014 00:55
Рубрика: Общество

С добром пожаловать!

Каким быть единому миграционному пространству Союзного государства?
То, что жители Беларуси и России могут совершенно свободно отправиться в соседнюю союзную страну на временное или постоянное жительство, работу или учебу, воспринимается как дело обыденное. Это следствие белорусско-российских соглашений по равным правам в социальной сфере, подписанных в свое время в ходе встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге. Такой возможностью пользуются сотни тысяч человек в поисках более оплачиваемой работы, с целью объединения семей, для учебы - причин множество. При этом сделать так, чтобы переехавшие на новое место в соседнюю страну чувствовали себя как дома - одна из главных задач Союзного государства. И она во многом уже решена.

Однако жизнь выявила и немало вопросов в сфере перемещения граждан из одной страны в другую. Много подводных камней кроет в себе и пребывание на общей территории граждан третьих стран, лиц без гражданства. Все это требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, согласованной политики в этой чувствительной области. Как же идет формирование единого миграционного пространства Союзного государства? Каковы тут проблемы и перспективы? Предполагается, что этот вопрос будет обсужден на очередном заседании Совета Министров Союзного государства, возможно, там будет принята и соответствующая союзная программа, рассчитанная на 2014-2016 годы. А накануне тему белорусско-российской миграционной политики и практики на экспертно-медийном семинаре в Минске обсудили представители Парламентского собрания Союза Беларуси и России и Постоянного Комитета Союзного государства, МВД Беларуси и ФМС России, посольств двух стран, других министерств и ведомств, ученые, журналисты.

Аспекты, поднятые на семинаре, можно условно разделить на две основные группы. Первая сфера - собственно миграция, то есть перемещение гражданина из одной страны в другую и соответствующая нормативно-правовая база, ее применение на практике. Чтобы граница между двумя странами была действительно незаметна для граждан Беларуси и России, с 2003 года на постоянной основе действует Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики.

Ее очередное заседание пройдет в Минске в октябре. Начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун так определил основу совместной работы:

- Пока есть проблемы в области перемещения граждан, мы не можем говорить о функционировании единого миграционного пространства.

Чтобы оно стало полноценной реальностью, рабочая группа подготовила немало емких белорусско-российских документов. Например, о взаимном признании перечней лиц из третьих стран, которым отказано во въезде; о порядке обмена сведениями о гражданах, имеющих ограничения на выезд. Знаковым для формирования единого миграционного пространства стало подписание в ноябре прошлого года в Минске межправительственного соглашения о реадмиссии - оно вступило в силу с первого сентября этого года.

Немало делается для того, чтобы уменьшить сложности при смене места жительства и на национальном уровне. Россия, как известно, привлекает выходцев из стран бывшего СССР возможностью заработать. Отсюда коррекция миграционных норм в Российской Федерации. Однако граждане Беларуси имеют ряд преимуществ, обусловленных общим членством в Союзном государстве, подтвердила корреспонденту "СОЮЗа" представитель Федеральной миграционной службы России Ирина Рыкова. Так, гражданин Беларуси может 30 дней находиться в России без регистрации. В высокой степени готовности документ, увеличивающий этот срок до 90 дней. С его принятием права граждан Беларуси и России в этом отношении будут уравнены, причем на территории двух стран. Кроме того, гражданам Беларуси в России не надо подтверждать знание русского языка, получать разрешение на работу - перечень можно продолжить.

Если же говорить о проблемах, то на семинаре упоминались такие факты: граждане России, например после отбытия наказания, порой выдворяются на родину, не имея национального паспорта. Это создает немалые трудности в дальнейшем. Стать "нежелательным" на территории Беларуси россиянин может уже после пятого административного взыскания, даже если это нарушение Правил дорожного движения. В России, мол, такого нет. Белорусские представители, в свою очередь, озабочены тем, что в России при приеме на работу от водителя теперь требуют только российские права.

Так разговор перешел ко второй группе проблем, преимущественно социальных, которые также формируют статус миграционного пространства Союзного государства. Хотя базовые договоренности в области пенсионного, медицинского обеспечения подписаны и результативно работают, остались некоторые нюансы. Алексей Ершов, заместитель начальника Главного управления правового и документационного обеспечения Секретариата Парламентского собрания Союза Беларуси и России, рассказал:

- Например, между нашими странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Однако по минимальной ставке в России подоходный налог взимается, если трудовой договор заключается на 6 месяцев и более. А если менее - по ставке 30 процентов. Под него подпадают, в частности, студенческие отряды. Есть вопрос и с медицинским страхованием. Лечение белорусских граждан возможно за счет местных бюджетов, если такое предусмотрено, и только в муниципальных медучреждениях.

В Беларуси пока такого разделения нет. Однако прозвучало на семинаре, что, видимо, россиянам за высокотехнологичное лечение в Беларуси придется платить по реальной стоимости. Как и другим иностранцам. К сожалению, в такой роли белорусы и россияне все еще оказываются в соседней стране во многих жизненно важных ситуациях. И над этими проблемными точками предстоит усиленно работать. Заместитель председателя Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Николай Казаровец в беседе с корреспондентом "СОЮЗа" расставляет акценты:

- Беларусь и Россия заинтересованы в создании общего миграционного пространства. Мы, депутаты, соответствующие вопросы рассматриваем, и отдельные из них уже отработаны, их можно выносить на уровень законотворчества. Процесс идет, взаимопонимание как со стороны Беларуси, так и России полнейшее. Но это очень скрупулезная, тонкая работа. Иногда есть вопросы к чиновникам. Встречается в их решениях некоторая ведомственная зашоренность. Семинары, подобные нынешнему, и призваны вырабатывать общую точку зрения.

Досье "СОЮЗа"

За шесть месяцев 2014 года Беларусь посетили свыше 205 тысяч россиян, 3 588 граждан России получили разрешение на временное проживание в Беларуси, 3 463 - на постоянное.

В России с февраля 2009 года по 30 июня 2014 года поставлены на учет по месту пребывания 960 тысяч граждан Беларуси. 2 990 получили разрешение на временное проживание, почти 20 тысяч - на постоянное.