Во Владивостоке "расплодились" нелегальные парикмахерские

Сегодня во Владивостоке, где по статистике проживают 600 тысяч человек, официально работают больше 500 салонов красоты и SPA-салонов, больших и маленьких парикмахерских, студий ногтевого сервиса и загара, центров коррекции фигуры и других заведений "красивого бизнеса".

Их владельцы признаются: конкуренция на рынке - огромная. Если в советское время клиенту подчас приходилось терпеть непрофессионализм или хамство единственного на всю округу мастера, то сейчас ничто не мешает отправиться в другой салон, который может быть расположен буквально через дорогу.

Профи на вес золота

- У нас в салоне была постоянная клиентка. Однажды она исчезла на несколько месяцев, а потом появилась - неровно подстриженная с волосами зеленоватого оттенка, - поведала историю парикмахер Марина Медведева. - Со слезами на глазах женщина просила сделать что-нибудь с "этим ужасом". По мере возможностей мы постарались что-то исправить. По словам клиентки, мастер, сотворивший это безобразие, отреагировал просто: "Вы не переживайте, дама, волосы-то отрастут".

Светлана Висенко, которая проработала в "красивом бизнесе" более 15 лет и прошла путь от мастера маникюра до хозяйки и директора салона красоты, подтверждает: кадровый вопрос стоит очень остро.

- Очень многие мастера - и те, кто только что окончил училище, и те, кто проработал несколько лет, не хотят учиться дальше, считая себя уже профи. Как противоположность - желающие повышать свой уровень постоянно. Бывает и так, что мы учим мастеров, вкладывая свои силы и средства, а после они находят другое место работы, - рассказывает она.

Как говорит Екатерина Рожкова, директор салона, работающего во Владивостоке уже более десяти лет, привлечь и закрепить на месте профессионалов действительно очень сложно.

- Естественно, важна хорошая и стабильная зарплата, но, кроме того, - подчеркивает она, - действует человеческое отношение: благоприятный рабочий климат в салоне, отпуск в удобное время, возможность взять отгулы.

Салонная экономика

Начинать "красивое" дело, не имея сложившейся команды, считается неразумным - ведь никакой гарантии, что мастера появятся, нет. Еще один момент, на который стоит обратить внимание: определение постоянной клиентуры. Исходя из этого, надо не только искать персонал, но делать ремонт, закупать оборудование, определять спектр услуг и ценовую политику.

В салоне, претендующем на VIP-уровень, должны работать мастера соответствующего класса, а кроме того, он будет предоставлять дополнительные сервисы, к которым привыкли люди высокого достатка: обязательная парковка, Wi-Fi, натуральный кофе. Все это стоит денег и входит в цену услуг. В салонах эконом-класса ставку делают на большее количество посетителей, и список дополнительных услуг здесь может быть минимальным.

Для привлечения клиента в ход идут самые разные схемы - от акций до предоставления больших скидок по купонам. Последние, кстати, особенно полюбились жительницам Владивостока. Екатерина Рожкова, салон которой работал с одним из общероссийских сайтов скидок, рассказывает об арифметике действий.

Небольшие парикмахерские на рынках не боятся конкуренции. Стрижка здесь обходится в 200-300 рублей против средних по городу 800-1000

- К примеру, некая услуга стоит тысячу рублей. Мы должны сделать скидку в 50 процентов. Из оставшихся 500 рублей половину заплатим продавцу купонов. Итого наша выручка 250 рублей. Работа мастера стоит 40 процентов оговоренной суммы, то есть 400 рублей. Таким образом, мы работаем себе в убыток, - дает она расклад. - Кроме того, как показала практика, в разряд постоянных переходит ничтожный процент клиентов.

Салоны эконом-класса лояльнее относятся к купонам: пусть прибыль, если она есть, минимальна, но, с другой стороны, мастера не скучают. И потом, клиентов остается не так уже мало: цены ниже, соответственно, круг тех, кто может повторить понравившуюся процедуру по полной стоимости, больше.

Кто не боится конкуренции и не нуждается в акциях по привлечению клиентов, так это парикмахерские на рынках - небольшие вагончики в окружении рядов торгующих китайцев, вьетнамцев, узбеков. К примеру, стрижка здесь обходится в 100-300 рублей против средних по городу 800-1000. Коллеги по цеху из "приличных" салонов, называя такие заведения недобросовестными конкурентами, обвиняют их во всех грехах.

- Я подозреваю, что они не платят налогов, не несут расходов на медосмотр сотрудников, аттестацию рабочих мест, заключение санэпидстанции… Иначе откуда такие низкие цены? Да и вообще - работают они зачастую в не очень чистых помещениях, головы клиентам моют, набирая воду ковшиком из ведра. О каких санитарных нормах может идти речь? И тем не менее эти точки существуют. Каким образом? - задается вопросом Светлана Висенко.

Модный цвет - черный

- Жалобы на незаконных предпринимателей и недобросовестную конкуренцию в сфере услуг поступают к нам очень часто и из разных районов края, - говорит председатель Общественного совета предпринимателей Приморья Юлия Пак. - Представьте: честно ведущий дела бизнесмен открывает салон, проходит несколько этапов проверок, выполняет все требования законодательства, в том числе СанПиНа и пожарной безопасности, официально трудоустраивает сотрудников и ведет бухгалтерский учет. Естественно, это огромные временные и финансовые затраты, которых тот, кто работает "вчерную", вообще не несет.

По словам предпринимателей, иногда складывается ощущение, что нелегальный бизнес как будто поддерживается государством. К примеру, если полиция накроет "черного парикмахера", ему выпишут штраф от 500 до двух тысяч рублей. Если какие-либо нарушения контролирующие органы выявят в салоне (вплоть до того, что на входе установлена урна не той формы или не на месте находится табличка "эвакуационный выход"), штраф может составить до нескольких сотен тысяч.

Более того, сама вероятность нарваться на наказание у нелегалов невелика.

- Роспотребнадзор, к примеру, имеет право проводить проверки только на основании жалоб, другие контролирующие органы предпочитают интересоваться лишь официально зарегистрированными предпринимателями, - отмечает Юлия Пак.

Она уверена: такую систему мониторинга необходимо пересматривать. Но самое главное - нужно сделать так, чтобы вести официальный бизнес было выгоднее.

- Надо упростить до элементарного документооборот, а кроме того, увеличить штрафы за нелегальное предпринимательство, - отмечает председатель ОСПП.

По ее словам, сейчас в экспертном совете Приморья по развитию малого и среднего предпринимательства формируются соответствующие предложения. Когда пакет документов будет собран, представители совета обратятся с ним к губернатору.

К слову

Сегодня на общедоступном интернет-ресурсе, где предлагается к реализации недвижимость, можно найти несколько объявлений о продаже заведений бьюти-индустрии Владивостока. Самая недорогая парикмахерская площадью 30 квадратных метров, расположенная в спальном районе города, оценивается владельцами в 3,5 миллиона рублей.