Сибирские турфирмы оставили клиентов без денег и отдыха

После череды громких банкротств крупных компаний на туристическом рынке продолжаются скандалы, свидетельствующие о кризисе в отрасли.

Доверились репутации

Как минимум пятьдесят человек оставила без отпуска и без денег кемеровская туристическая компания "Ривьера". В отношении ее директора возбуждено уголовное дело.

Граждане, обратившиеся в полицию, рассказали, что они оплатили путевки, но уже перед самой поездкой вдруг выяснилось, что тур не состоится. Проверка, проведенная сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Кемеровской области, показала, что директор фирмы использовала полученные деньги в личных целях. Туроператорам же она сообщила, что клиенты не внесли необходимую сумму, поэтому бронирование путевок отменилось автоматически. При этом покупателей продолжали уверять в том, что их документы оформляются, а тур оплачен.

Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области, по предварительным данным, ущерб, нанесенный гражданам, превышает три миллиона рублей. Уголовное дело возбуждено по части третьей статьи 160 УК РФ ("Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере"). 54-летней фигурантке грозит до шести лет лишения свободы.

Как стало известно "РГ", речь идет о Галине Рудневой - директоре "Ривьеры", включенной в областной реестр туристических компаний. Турфирма проработала на рынке довольно долго и имела репутацию солидной и надежной. Примечательно, что ее директор одновременно руководила Кузбасской ассоциацией предприятий туристской индустрии (КАТИ), среди основных задач которой задекларированы: содействие обеспечению условий в Кемеровской области для развития туризма и его инфраструктуры, формирование позитивного образа туристской отрасли Кузбасса в Российской Федерации и за рубежом, а также поддержание высокого этического уровня в туристском бизнесе.

Дозвониться в офис турагентства корреспонденту "РГ" не удалось. По неофициальной информации, директор "Ривьеры" проходит курс лечения в стационаре.

- Компания прекратила деятельность еще в августе по причине банкротства, что было не-ожиданно для всех, - сообщила журналистам представитель некоммерческого объединения участников регионального рынка туриндустрии Инесса Тиканова. - Это большой удар для отрасли в целом. И, конечно же, для пострадавших туристов. Но, надо сказать, никто не прячется от этих людей.

Побег в Москву

А вот топ-менеджера кемеровской турфирмы "Сибтур" Наталью Грибкову, подозреваемую в мошенничестве, недавно задержали в московском аэропорту Домодедово. Она была объявлена в розыск в начале августа - после того, как в полицию начали массово обращаться обманутые ею клиенты. Они заключили договоры, оплатили путевки (фирма предлагала огромный выбор туров за границу и по России "от эконом- до VIP-класса"), но отправиться на отдых так и не смогли. Однажды утром офис компании оказался закрытым, телефон замолчал, а руководитель исчезла в неизвестном направлении вместе с деньгами.

В конторе, где под руководством Грибковой трудились менеджеры по продажам, полицейские провели обыск, изъяв финансово-хозяйственные документы. Сумма ущерба, нанесенного несостоявшимся туристам, многие из которых пользовались услугами "Сибтура" неоднократно, уже сейчас превышает 3,5 миллиона рублей.

По информации из компетентного источника, Грибкова была задержана сразу же, как только прилетела в Домодедово. После топ-менеджера доставили самолетом в Кемерово. Она арестована и, по ходатайству следствия и решению Центрального районного суда, сейчас находится в СИЗО.

- Еще в августе было возбуждено уголовное дело по части 3-й статьи 159 УК РФ - "Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере", - сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области. - В качестве потерпевших по делу проходит более сорока клиентов турфирмы. Точнее, такое количество заявлений поступило - в основном от кузбасских семей.

Есть данные, что в ближайшее время к этим заявлениям добавится еще минимум три десятка. А всего пострадавших от действий ИП более ста. Каким образом будет возмещаться ущерб, причиненный им, остается только гадать. Говорят, перед тем, как скрыться, директор "Сибтура" выставила свою квартиру на продажу.

Следствие - не помеха

В отличие от туроператоров, которые, не выполнив своих обязательств перед клиентами, закрываются, барнаульская турфирма "Салют" продолжает работать, несмотря на возбужденное против нее уголовное дело.

В редакцию "РГ" обратились две жительницы Барнаула, которых эта туристическая компания оставила без отдыха и денег.

24 апреля этого года они заключили с "Салютом" договор на приобретение путевок в Турцию и 19 июня должны были с друзьями и родственниками лететь на отдых за границу. Но поездка так и не состоялась. Теперь женщины через суд пытаются вернуть почти полмиллиона рублей.

- "Салют" нам посоветовали знакомые, сказав, что здесь можно получить скидки на путевки до сорока процентов, - рассказала одна из пострадавших Алла. - Прежде чем платить, навели справки о компании. Выяснили, что она работает уже десять лет, и знакомые не раз пользовались ее услугами. Мы приобрели восемнадцать путевок, в том числе восемь детских, заплатив 463 тысячи рублей. Но за несколько дней до вылета узнали, что одна из клиенток "Салюта" не улетела. В турфирме встретили еще нескольких человек, оказавшихся в такой же ситуации. Сначала нам пообещали вернуть деньги, но позднее директор турагентства Сергей Савкин заявил, что менеджера, которая оформляла с нами договор и принимала оплату, уволили, и теперь она работает в другой турфирме. Нам ничего не оставалось делать, кроме как обратиться в полицию.

В Ленинском РОВД города Барнаула, где сейчас расследуют уголовное дело о мошенничестве с путевками, корреспонденту "РГ" подтвердили, что, кроме этих восемнадцати пострадавших, поступили заявления от других клиентов "Салюта". Правда, назвать общее число несостоявшихся туристов и ущерб, который им нанесла компания, в полиции отказались, сославшись на тайну следствия.

- Несмотря на уголовное дело, "Салют" продолжает работать и принимать у людей деньги, - удивляется еще одна пострадавшая, Людмила. - И кому-то действительно удается улететь по путевкам с огромной скидкой, кому-то возвращают деньги, а кто-то, как мы, остался ни с чем и теперь ждет результатов уголовного дела и гражданских исков.

По словам адвоката Барнаульской коллегии адвокатов Сергея Лынова, представляющего интересы пострадавших от действий "Салюта", гражданский иск с требованием вернуть деньги за путевки и возместить моральный вред за испорченный отдых его подзащитные подали еще в конце июня. Но судебное разбирательство затянулось.

- Ответчик - компания "Салют" - возлагает всю ответственность на менеджера, которая оформляла сделку. Якобы она самовольно поставила печать на договор, подделала подпись руководителя и присвоила деньги за путевки. Но договор оформлялся в офисе, и менеджер на тот момент являлась представителем компании, которой руководство доверило работу с клиентами, печать и прием денег. На мой взгляд, турфирма решила просто переложить вину на конкретную сотрудницу, которую к тому же уже уволила. Сторона ответчика сейчас всячески затягивает дело, требуя привлечь к нему уволенного менеджера, провести экспертизы подлинности подписей в договоре. При этом моим подзащитным удалось получить от директора "Салюта" Савкина расписку, что он обязуется вернуть им деньги за путевки, - отметил Лынов.

По мнению адвоката, туристическая компания изначально повела себя недобросовестно по отношению к клиентам, неправильно оформив сделку.

- Я изучил договор, который фирма "Салют" предлагает своим клиентам, и как юрист могу сказать, что он совершенно не соответствует требованиям законодательства о туристической деятельности, - подчеркнул Сергей Лынов. - На одном листочке содержится информация только о том, что компания берет на себя обязательства предоставить путевки в один из отелей Турции на восемнадцать человек и указана цена путевок. Неясно, кто выступает туроператором, какие у него полномочия, права и обязанности. Поэтому, когда мои подзащитные пришли получать ваучер и билеты на поездку, им просто сказали, что ничего не получится.

Алла и Людмила уже не верят, что смогут вернуть деньги за несостоявшийся тур: "Мы хотим, чтобы на рынке туруслуг наконец навели порядок, ведь обычному туристу сложно понять, какая компания добросовестная, а какая - нет. И тем более непонятно, почему турфирма, которая не исполнила свои обязательства перед клиентами, продолжает работать и пополнять ряды обманутых туристов", - говорят пострадавшие.

Комментарий

Наталья Гордеева, Президент Алтайской региональной ассоциации туризма:

- Случаи мошенничества в последнее время фиксируются, к сожалению, и на алтайском туррынке, который характеризовался достаточно благоприятной обстановкой, и у нас давно не было таких негативных случаев. Сейчас расследуется уже несколько уголовных дел в отношении алтайских туристических компаний. Однако действующее законодательство не предусматривает приостановки их работы до вынесения соответствующего решения суда или контролирующих органов.

Чтобы обезопасить себя от мошеннических схем, надо обращаться в проверенные турагентства, долгое время работающие на рынке. Также нужно обращать внимание на цены. Демпинг должен сразу настораживать. Тур-агентство, предлагающее большие скидки, скорее всего, работает по принципу финансовой пирамиды, когда деньги новых клиентов идут на оплату туров предыдущих. Но надо понимать, что комиссионные турагентств не превышают восьми-четырнадцати процентов от стоимости тура. Если вам предлагают скидку более пяти-шести процентов, вполне возможно, что вы имеете дело с недобросовестной компанией.

Что касается туроператоров, то здесь вообще очень сложно отследить их финансовое состояние. До тех же пор, пока не будем видеть годовую финансовую отчетность, кредиторскую и дебиторскую задолженности, мы можем не подозревать о существующих у туроператора проблемах.