Как ожидается, на саммите будут подписаны соглашения о совместных действиях по предупреждению и борьбе с чрезвычайными ситуациями на Каспийском море, о сохранении и рациональном использовании биоресурсов Каспия, а также о гидрометеорологии.
Кроме того, экспертное сообщество рассчитывает, что теперь будет подтверждена конкретными соглашениями и действиями декларация по безопасности, подписанная по итогам 2-го каспийского саммита 2007 года. До сегодняшнего дня не было никаких договоренностей и даже совместных учений, которые позволили бы говорить, что все прикаспийские страны имеют совместные подходы к обеспечению безопасности в регионе, пояснил в ответ на вопрос "РГ" научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин в ходе пресс-конференции в РИА Новости.
Но проблема правового статуса Каспийского моря полностью закрыта не будет, хотя работа над соответствующей конвенцией продвинется вперед.
Очень долго у Каспия было два хозяина - Российская империя и Персия, позднее - СССР и Иран. После распада СССР в число прикаспийских стран вошли Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, а значит, потребовалось менять правовой статус Каспия. И уже почти двадцать лет "каспийская пятерка" пытается решить эту проблему. А она совсем нетривиальна, если учесть, что Каспий богат рыбой, а его недра содержат огромные запасы нефти и газа.
Изначально Россия и Иран настаивали на использовании энергоресурсов Каспия по принципу кондоминимума. Все пять прикаспийских государств тогда должны были бы создать единую добывающую компанию для освоения месторождений. Но для новых прикаспийских государств освоение ресурсов Каспийского моря было одним из главных условий обеспечения их независимости, и они настаивали на секторальном разделе в равных долях между пятью странами.
Россия с Казахстаном в 1998 подписали соглашение и в 2002 году протокол к нему о разграничении дна северной части Каспийского моря по модифицированной срединной линии, учитывающей береговую линию в границах государств и исторически сложившуюся практику хозяйствования. Месторождения, которые лежат на границе российского и казахстанского участков дна, стороны должны разрабатывать совместно. После этих договоренностей и Россия и Казахстан приступили к активной разработке нефтяных месторождений в северной части Каспийского моря.
Но с таким походом не согласен Иран, потому что в случае секторального раздела по срединной модифицированной линии получается, что ему достается самый маленький сектор с наименьшим запасом энергоресурсов. Туркменистан же опасается, что при разделе по срединной модифицированной линии будет иметь спорные месторождения с Азербайджаном.
Так что у России никаких споров с соседями по поводу богатых нефтью участков шельфа нет, а у других прикаспийских государств - есть, рассказал "Российской газете" Станислав Притчин. Для Азербайджана, Ирана и Туркменистана скорейшее заключение конвенции о правовом статусе Каспия крайне необходимо. Не только для того, чтобы размежеваться с соседями. Фактически лишь опираясь на конвенцию о правовом статусе Каспия, заключенную всеми пятью странами, можно прокладывать морской трубопровод.
Перед Россией такой задачи не стоит. А Евросоюз и США возлагают большие надежды на транскаспийский газопровод из Туркменистана. В частности, он мог бы помочь диверсификации европейского импорта, под флагом которой власти Евросоюза взяли курс на сокращение на своем рынке доли газа из России.
Тем не менее, Россия много делает для того, чтобы проблема правового статуса Каспия была полностью закрыта. Это снимет остатки неопределенности в отношениях с прикаспийскими государствами, сделает ситуацию более предсказуемой. И процесс идет сравнительно быстро и бесконфликтно, говорит Станислав Притчин.
Россия также выступает за сохранение акватории Каспия в общем пользовании, без чего невозможно нормальное развитие судоходства и рыболовства. С тем изъятием, что на прошлом саммите президенты в принципе договорились об установлении 25-мильной исключительной экономической зоны, прилегающей к берегам Каспия. Сейчас эта договоренность может быть закреплена.
Саммит должен был пройти еще в прошлом году, так договаривались президенты прикаспийских государств на предыдущем саммите в Баку в 2010 году. Перенести встречу пришлось в первую очередь из-за президентских выборов в Иране и Азербайджане в 2013-м, объясняет Притчин. За эти годы у пяти стран накопилось огромное количество вопросов и предложений, в том числе по гуманитарному сотрудничеству. Так что возможны и неожиданные решения.