Впрочем, они в этом живописном уголке на берегу Цны уже не впервые. И имеют непосредственное отношение к нынешнему празднику. Реставрация дворца-усадьбы тамбовского фабриканта Михаила Асеева, построенного архитектором Львом Кекушевым, велась с 2009 года. Но прошлой осенью, когда большая часть работ уже была почти завершена, "Росразмещение" выставило усадьбу на аукцион с весьма прагматичной целью - сдать шикарный дворец в аренду под дорогущий отель с рестораном, где обладатели толстых кошельков могли бы в живописном уединении наслаждаться прелестями изысканного дворянского быта позапрошлого века. Однако тамбовчане с этим не согласились. Начались митинги и сборы подписей против такого поворота дел. Протест поддержал губернатор Олег Бетин, а на федеральном уровне за тамбовчан встали горой Владимир Мединский и Валентина Матвиенко.
В результате дворец удалось отстоять, и теперь он предстал перед гостями и жителями города во всей красе. Причем не только сам дворец, но и фонтанный комплекс в стиле парковой архитектуры "золотого века". На все про все ушло полмиллиарда рублей федеральных средств, а отделка помещений дворца выполнена за счет областного бюджета. Впрочем, ювелирную работу реставраторов, сохранивших и возродивших изысканные интерьеры и внешний облик усадьбы никакими деньгами не измеришь.
На церемонии открытия никто не скрывал радости. Губернатор Олег Бетин вручил Владимиру Мединскому орден Тамбовской области за вклад в культуру региона, а Елене Кальницкой золотую статуэтку "Памятник Тамбовскому мужику". В свою очередь директор музея "Петергоф" подарила тамбовскому филиалу музея табакерку, должную вписаться в обстановку кабинета Асеева, и фотографию тамбовского губернатора в галерее дворца Монплезир во время посещения Петергофа.
Пригласил гостей в усадьбу сам ее хозяин - известный фабрикант Михаил Асеев в исполнении актера Тамбовского драмтеатра, подъехавший, как в былые времена, в конном экипаже. После осмотра залов и анфилад дворца Елена Кальницкая провела первую экскурсию по первой музейной выставке, разместившейся в специально отведенном зале на втором этаже. Символично, что экспозиция оказалась посвящена нелегкой судьбе первого заместителя директора музея "Петергоф", тамбовчанина Анатолия Шеманского, добившегося после Октябрьской революции создания в этой царской резиденции музея, хотя его тогда намеревались отдать под "пролетарский дом отдыха". Удивительные все же случаются параллели в истории.
Отныне выставки здесь будут проходить регулярно, в "Большом белом зале" зазвучит музыка на камерных концертах, а все желающие смогут познакомиться с архитектурой и бытом русской усадьбы XIX века. Оглядывая с балкона дворца старинный парк и набережную Цны, Владимир Мединский поделился с окружившими его журналистами дальнейшими планами: тамбовский филиал музея "Петергоф" должен стать центром приобщения к истории и культуре российского дворянства и предпринимательства, образцом дворцово-паркового зодчества. Помимо нынешнего фонтанного каскада "Венера" здесь планируется вписать в парковую зону восемнадцать различных фонтанов, и это место станет настоящей жемчужиной черноземной России, которого еще не было нигде. Так что открытие музейно-архитектурного комплекса "Дворец Асеева" - вовсе не финал-апофеоз, а только начало возрождения исторического памятника...