ОБСЕ может начать работу в Афганистане

Сможет ли ОБСЕ обеспечить мир и безопасность в Европе после украинского кризиса? Как повысить эффективность ее работы? Возможно ли формирование единого экономического и гуманитарного пространства в сложившихся международных условиях?

Непростых вопросов относительно будущего ОБСЕ в последнее время накопилось так много, что ответы на них пришлось искать политикам и общественным деятелям европейских стран, российским парламентариям, а также ведущим экспертам. Этому был посвящен семинар "Хельсинки+40: перспективы укрепления ОБСЕ", который прошел в Москве 25 октября при содействии Российского совета по международным делам (РСМД) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

Как оказалось, проблем, связанных с работой организации, немало. Но неразрешимых среди них, по мнению специалистов, нет. Однако предстоит большая работа.

В перечне обозначенных трудностей упоминается частичная утеря государствами-членами организации договороспособности. Особенно остро это проявляется в период региональных кризисов, когда от ОБСЕ требуется мгновенная реакция, выражающаяся в конкретных действиях, а не в заявлениях.

Нужно признать, что 57 членам ОБСЕ бывает сложно достичь консенсуса. Для некоторых стран поступиться национальными интересами в угоду региональных и общечеловеческих бывает на практике очень тяжело. В такие моменты работа организации затормаживается, ответ ОБСЕ на вызовы запаздывает.

Эксперты признают, что сегодня пришли в упадок режимы контроля ОБСЕ над обычными вооруженными силами. А ведь именно на их основе в последние десятилетия было достигнуто беспрецедентное в истории Европы сокращение ВС и вооружений. По-прежнему сохраняются различия в уровне выполнения государствами их обязательств по документам ОБСЕ. И приверженность некоторых членов ОБСЕ принципу неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве, носит всего лишь декларативный характер.

Более того, среди участников организации немало стран, на которые существенное давление оказывает Вашингтон. Не допустить того, чтобы ОБСЕ превратилась в одну из структур, которую будут использовать в своих целях отдельные государства или группировки стран, - это еще одна задача для ОБСЕ.

Но еще хуже, если организация станет бездейственной, когда основные вопросы, связанные с безопасностью в Европе, будут рассматриваться без ее участия или сопровождаться лишь заявлениями ОБСЕ без каких-либо последствий и влияния на ситуацию.

И все же политики и эксперты - все без исключения говорят о необходимости существования организации. Драматическое развитие событий на Украине в очередной раз продемонстрировало востребованность ОБСЕ. Специалисты настаивают на том, что не следует быть пессимистами и сгущать краски. ОБСЕ - рабочая структура, с хорошим потенциалом, но с ограниченными возможностями. Просто не нужно требовать от ОБСЕ больше того, что она в состоянии сделать.

Время движется вперед, меняется мир, вместе с которым меняется и Европа. В этих условиях просто необходимо упорно трудиться над восстановлением доверия между участниками организации и, как следствие, над укреплением общеевропейской архитектуры безопасности. Стабильная Европа без войн и конфликтов выгодна сегодня всем членам ОБСЕ.

Проблема неспособности государств-членов ОБСЕ договориться, на самом деле, не нова. На всех этапах своего развития ОБСЕ оставалась заложницей отношений между ее участниками. Осложнение обстановки и нарастание напряженности всякий раз приводили к сбоям в ее работе. И не раз в такие моменты поднимался вопрос о необходимости существования ОБСЕ. Снова и снова ответ давался только один, утвердительный. Каждый раз ОБСЕ доказывала свою нужность и актуальность. Государства часто делали усилие над собой и в рамках данного механизма сообща решали, казалось бы, неразрешимые вопросы.

Чтобы преодолеть проблему разногласий не нужно совершать что-то сверхсложное. Необходимо, по сути, одно условие, которое будут выполнять все страны-участницы ОБСЕ. В принятии решений они должны руководствоваться базовыми человеческими ценностями, среди которых уважение прав человека и его основных свобод, приверженность верховенству закона и демократии, основанной на политическом плюрализме.

Насущный характер приобрел вопрос реформирования организации. В прошлое ушла угроза крупномасштабного вооруженного конфликта в Европе, но сохраняется потенциал для региональных и локальных конфликтов. Да, разногласия между государствами-участниками ОБСЕ сохраняются, но не носят антагонистический характер. Более того, появились новые вызовы, транснациональные. Среди них терроризм, незаконный оборот наркотиков и торговля людьми. И борьба с этими явлениями - дополнительный стимул сплотиться и начать общую работу.

В этой связи в последние годы идет дискуссия о смещении географического фокуса оперативной работы ОБСЕ. Речь о возможной деятельности организации в Афганистане и некоторых странах, которые пережили "арабскую весну". Правда, однозначного ответа от всех участников ОБСЕ на такую инициативу не получено и обсуждение темы продолжается. Но многие уверены, что продуктивные действия в этих странах смогут актуализировать работу ОБСЕ и восстановить отчасти утерянный авторитет. У ОБСЕ есть одно достоинство, которое приходит только со временем. Это многолетний опыт полевой деятельности в сложных регионах, о котором не стоит забывать. Его нужно эффективно использовать.