Начав его шесть лет назад как небольшой, но амбициозный проект, директор Театрального центра "На Страстном" Михаил Пушкин, видимо, и сам не мог предположить, что в его программе будут крупнейшие имена мирового театра: Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Ян Фабр, Ангелика Лиддель, Пиппо Дельбоно. Реджеп Митровица, и многие другие.
Первые звезды мировой и отечественной сцены, побывавшие на фестивале, позволили "SOLO" занять свою неповторимую нишу в списке самых значимых театральных событий России и мира. В программу нынешнего фестиваля из 250 заявок было отобрано 13 лучших моноспектаклей из России, Италии, Франции, Германии, Польши, Бельгии и Румынии.
Искусство одинокого актера на сцене - один из самых рафинированных и претенциозных жанров. В нем чаще всего случаются как самые большие провалы, так и небывалые театральные взлеты. Все виды и жанры найдут свое место в афише осеннего фестиваля.
Откроется он на глубине 16 метров под землей. Именитый радикальный итальянский экспериментатор Ромео Кастеллуччи представит в Москве свой новый моноспектакль "Юлий Цезарь. Фрагменты" в подземном бункере Collector Gallery, площадью 1000 кв. м. Взявшись во второй раз за пьесу Шекспира, Кастеллуччи связал ее с экспериментами одного из столпов режиссерского театра. Персонаж по имени "...ский" не просто произносит текст Флавия, Марулла и Сапожника, но, следуя своей исследовательской страсти, через носовую полость вводит видеоэндоскоп, опускает его в голосовую щель, и эти перемещения проецируются на экран, демонстрируя тесную связь между происхождением речи и человеческой сексуальностью.
Написанная в 1958 году, "Последняя лента Крэппа" считается самой автобиографичной пьесой Беккета. Французскому режиссеру Мехди Фараджпуру, поставившему гениальную пьесу в гамбургском Талиа-театре и сыгравшему в ней главную и единственную роль, потребовалось несколько лет, чтобы воплотить на сцене свое видение образа Крэппа. Отталкиваясь от текста пьесы, он переходит от слова к движению и танцу.
Талиа-театр представит еще один спектакль - "Вертер!" по мотивам романа Гёте в постановке Николаса Штемана. Актер Филипп Хохмайр, обладатель многочисленных театральных премий Германии, читает эпистолярный роман Гёте, превращаясь в Вертера и снимая его страдания на ручную камеру. Его видеозаписи становятся фильмом-путешествием в обуявшее его тщеславие, это взгляд изнутри на механизм саморазрушения, запущенного страданием героя.
Польский Teatr A PART (Катовице) покажет женскую версию "Гамлета". Спектакль "Офелия" , поставленный Марцином Херихом, не простая адаптация знаменитой шекспировской истории о возлюбленной Гамлета, но миф о двойственности женского рассудка, чувствах и решениях, принимающихся в роковой миг человеческой жизни. В работе Моники Ваховиц театр пластики, жеста и эмоций сочетается с элементами танца.
Страшную историю из "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича сочинил Театр Ненормативной Пластики (Россия, Санкт-Петербург). "Юра" - это блокадный дневник Юры Рябинкина в постановке Романа Кагановича и исполнении Антона Леонова. Юный ленинградец, умерший в январе 1942 года, не просто описывает события страшного времени, он пытается осознать изменения в себе, в окружающих, понять поступки - свои и чужие.
Фестиваль в ТЦ "На Страстном" продлится до 10 октября.