Причем запросы на включение в реестр делаются не обязательно потому, что ресурс нарушил букву закона, подчеркнул в беседе с "РГ" пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский. Российские площадки "Яндекс", "ВКонтакте", Mail.Ru и "Рамблер" уже включены в реестр.
Почти два месяца действуют поправки в законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О связи" и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Одно из нововведений как раз касается сайтов и систем, обеспечивающих прием, передачу, доставку и обработку электронных сообщений пользователей Сети. Такие ресурсы должны зарегистрироваться в Роскомнадзоре в качестве организатора распространения информации и в течение шести месяцев хранить "на территории России информацию о всем контенте, который проходит через их площадки.
Роскомнадзор может по собственной инициативе попросить их встать на учет. Сейчас служба ведет работу с Google.com, Facebook и Twitter по регистрации их в реестре в рамках исполнения так называемого закона о блогерах.
Роскомнадзор высылал этим компаниям уведомления о необходимости зарегистрироваться в реестре. Они направили эти обращения на юридическую экспертизу. И взяли паузу для изучения.
"Мы их не торопим. Видим заинтересованность в том, чтобы исполнять российское законодательство", - отметил Ампелонский.
Речи о санкциях по отношению к этим площадкам не идет, подчеркнул он. Но если они будут уклоняться от исполнения закона, то им в первую очередь грозит штраф в 500 тысяч рублей. Блокировка доступа к такой нерадивой площадке рассматривается только как крайняя мера.
"Также мы общаемся с ними по исполнению закона о персональных данных", - рассказал собеседник. Ведь у них должны быть серверы на территории России.
Но в целом пока компании осторожничают. Например, Twitter воспринимает Россию как достаточно важный рынок, который явно не хочет потерять, однако пока не делает заявлений об открытии здесь офиса или найме официального представителя. Российские компании относятся к требованию по предоставлению информации о пользователях нормально. И до этого правоохранительные органы могли затребовать информацию о тех, кто пишет у них на площадке. Но нужно было предписание или запрос из судебной инстанции.
Со вступлением закона для интернет-площадок изменился статус, и их приравняли к операторам связи. И теперь они должны установить дополнительное оборудование - средства для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий. Это компании считают излишним, отметил эксперт. Ведь на линиях связи у операторов уже стоит такое оборудование, и получится дубляж.
Что касается площадок с участием иностранного капитала, которые ведут бизнес в России, то они не отказываются от диалога с властями. Они даже пойдут на то, чтобы организовать здесь свои серверы для хранения персональных данных, прогнозирует эксперт.
Интернет-мошенники, придумывающие все новые способы электронного разбоя, наткнулись на действенный барьер Банка России. ЦБ заставил банки усилить контроль за интернет-платежами и банкоматами.
Новые требования регулятора изложены в Указании ЦБ N 3361-У. Триггером к появлению новых обязанностей у банков стала опасная тенденция роста таких преступлений, которые называют фишингом (англ. fishing - рыбалка). Их совершают хакеры с помощью сайта-двойника банка. Если он идентичен оригиналу, то можно заполучить доступ к паролям и логинам клиентов и ограбить их.
Теперь кредитные организации должны информировать клиентов о появлении в Сети ложных ресурсов и вирусных компьютерных программ. А на лицевой панели банкоматов обязательно размещение наименования банка, идентификатора устройства, телефонного номера и адреса электронной почты для связи клиента с банком.
Подготовил Ярослав Николаев