В августе продажи коммерческих автомобилей в РФ упали на 26 процентов

С начала 2014 года рынок автолизинга демонстрирует умеренный рост - проблем хватает. Основные из них - это низкие показатели производства в стране, снижение инвестиционной активности и рост курсов валют.

На автолизинг влияет рынок автотранспорта, а он показывает отрицательные значения прироста: по данным АЕБ, в августе продажи в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 25,8% по сравнению с августом прошлого года. А за 8 месяцев этого года российский автомобильный рынок снизился на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Сегмент грузового транспорта также не радует и находится в отрицательной зоне - за прошлый год рынок рухнул более чем на 30%.

В таких условиях перед лизингодателями остро встает вопрос укрепления сотрудничества с дилерами и производителями автомобилей, которые являются для них одним из важнейших каналов продаж. Основной ресурс для развития автолизинга в нашей стране - увеличение его доли в продажах автомобилей. Для решения этой задачи важно популяризировать лизинг как услугу, повышать финансовую грамотность предпринимателей. Для лизинговых компаний в структуре банковских холдингов хорошим подспорьем может стать начало продаж через банковскую сеть, расширяя клиентам малого бизнеса доступ не только к кредитным, но и к лизинговым экспресс-продуктам. Продавать их могут клиентские менеджеры банка.

Сегодня доля автолизинга в сегменте грузового транспорта составляет 30-40%, в сегменте легкового - 5-10%. Причина столь низкого показателя легкового автотранспорта в том, что доля корпоративных продаж легковых автомобилей в лизинг гораздо меньше, чем грузовых. Для развития этого направления и в особенности лизинга легковых авто в нашей стране есть достаточно большой потенциал, в том числе благодаря перспективам операционного лизинга. Он сильно развит в Европе, но в России законодательно не закреплен. Здесь могли бы помочь определенные законодательные изменения и поддержка со стороны правительства. Так, в развитии лизинга для физлиц государство могло бы изменить систему налогообложения по НДС. Сейчас все лизинговые платежи облагаются НДС, в отличие от кредитных платежей, поэтому при равной ставке лизинговый платеж получается для физического лица дороже. Планомерная работа правительства в направлении либерализации налогообложения оставляет все меньше экономических выгод для лизинга по сравнению, например, с прямым кредитованием. Однако это способствует развитию лизинга как комплексной услуги, постепенно смещая акценты от простого финансового посредничества к полному управлению проектом.

По итогам прошлого года наблюдался рост рынка автокредитования на 24%. Но наряду с этим увеличился и объем просроченной задолженности. По итогам прошлого года он достиг 42 млрд руб. Это связано, в первую очередь, с общей экономической ситуацией в России, изменением курса валют, уровнем инфляции и безработицы и, как следствие, общим уровнем платежеспособности населения страны. Экономические факторы оказывают существенное влияние и на размер ставок по кредиту. Так, дальнейшее ослабление курса рубля может привести к росту инфляции и, соответственно, к увеличению ставок по автокредитам примерно на 3-5%. Прогнозы развития рынка автокредитования не самые оптимистичные - скорее всего, будет наблюдаться слабая динамика по отношению к прошлому году, возможен даже небольшой спад.

Лизинг как финансовая аренда на сегодня является одной из альтернатив классического автокредитования. Финансовый лизинг максимально приближен к нему, с тем отличием, что по его условиям право собственности на автомобиль переходит к лизингополучателю после окончания договора. Говоря о преимуществах и удобствах этих двух финансовых инструментов, нужно исходить из разницы между кредитными и лизинговыми платежами. В абсолютном выражении платежи примерно одинаковы, но лизинг более выгоден для финансового результата компаний. Юридические лица относят лизинговые платежи в полном объеме на себестоимость, тем самым имеют возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль. Используя лизинг, они не отображают свои лизинговые обязательства на балансовых счетах, что оставляет им возможность дополнительно привлекать кредиты. В широком смысле автолизинг - это комплекс услуг, который включает в себя не только финансирование покупки автомобиля, но и предполагает полный сервис. В частности, лизинговая компания за определенную плату осуществляет постановку на учет и страхование автомобиля, а в случае с оперативным лизингом также услуги по проведению ремонтных работ, продлению страховых полисов и прохождению регламентного ТО. Все сервисные расходы при этом включаются в лизинговые платежи, определенные индивидуальным графиком.

Для организаций удобства приобретения автомобилей в лизинг очевидны, а в условиях стагнации экономики этот финансовый инструмент приобретает дополнительные преимущества с точки зрения минимизации финансовых и временных издержек. В частности, очень популярны так называемые "розничные сделки" - контракты на 1-3 единицы автотранспорта, заключаемые по экспресс-продуктам. Причина популярности в том числе и в общем увеличении интереса к лизингу и стандартизированным лизинговым продуктам. В основном, такие предложения генерируют несколько крупных компаний с развитой филиальной сетью и хорошо отлаженными бизнес-процессами, поскольку розничный лизинг подразумевает, в первую очередь, скорость и простоту, а количество сделок в этом сегменте измеряется десятками тысяч, распределенными по всей территории России. Быстрое обслуживание такого потока возможно только при условии оптимизированных и упрощенных процессов принятия решения и оформления сделки, причем доступных клиенту в самых различных уголках нашей страны.

Динамика лизинга автотранспорта показывает рост последние три года. Так, в 2010 году объем этого сегмента составил 15,5% от всего лизингового рынка (112,3 млн руб. в денежном выражении), а в прошлом году - уже почти 25% (323,4 млн руб.). Исходя из этих тенденций, лизинг может стать более выгодным финансовым инструментом для обновления автопарка юридическими лицами. И это неудивительно, ведь cегмент автотранспорта остается достаточно стабильным направлением лизингового рынка. При этом около трети портфеля по автолизингу приходится на сделки с МСБ. По нашим ожиданиям, такая тенденция сохранится и в этом году. Большого увеличения числа новых контрактов к концу года мы не ожидаем, даже несмотря на то, что, как правило, планируется обновление транспортного парка клиентов, приобретенного 3-4 года назад.