Можно сказать, что наша диаспора стала одним из важных инструментов глобальной интеграции Азербайджана в мировую систему. Наверное, об этом можно судить по вещам, явлениям и личным историям успехов, которые оставили заметный след в мировой науке, политике и экономике, но уже не воспринимаются как азербайджанские, немецкие или российские, а носят общезначимый характер, являясь "структурами повседневности". Для России таким повседневными объектами жизни стали, к примеру, заправки компании "ЛУКОЙЛ". Вряд ли много найдется обывателей, кто знает, что глава и создатель этой компании Вагит Алекперов по национальности азербайджанец. Или вот, к примеру, практически эталонная биография знаменитого азербайджанца, математика Лютфи Заде. Основатель теории нечетких множеств и нечеткой логики родился в пригороде Баку в 1921 году. Впоследствии, как профессор Калифорнийского университета, он достиг всемирного признания.
Принято считать, что зарубежная диаспора оказывает политическую и экономическую поддержку исторической родине. С другой стороны, есть и обратное течение: диаспора - это смысловое поле, где происходит синтез с другими социальными практиками. Она может играть заметную роль в модернизации национальной культуры и формировании национального самосознания. Можно назвать три компонента, связывающие нашу страну и ее диаспору: историческая память, национальная культура, экономические интересы.
Как это выглядит на государственном уровне? В октябре 2004 года в Москве состоялся II съезд Всероссийского Азербайджанского Конгресса - ведущей азербайджанской диаспорской организации России. Вместе с Ильхамом Алиевым в нем принял участие и Владимир Путин. Вероятно, это был первый подобный опыт российского президента, проявившего столь высокое внимание делам конкретной диаспоры, именно российских азербайджанцев. Смысл выступлений двух лидеров был в том, что сила диаспоры видна не столько в показателях двусторонних отношений, сколько в способности к гражданской активности, продуктивному взаимодействию во благо развития нашего общего дома.
Система взаимодействия Азербайджана с диаспорой отличается от ряда других примеров тем, что государство оказалось способным создать условия для поддержки гражданских инициатив за рубежом и получить в ответ полноценное встречное движение.