29.09.2014 23:40
    Поделиться

    Аналитики высоко оценили потенциал российского франчайзинга

    Рынок франчайзинга в России далек от насыщения
    Предприятия, работающие в РФ на условиях франчайзинга, производят только 3,5% ВВП. Это примерно в три раза меньше, чем в США. При этом потенциал франчайзинга огромен. Такую точку зрения высказали эксперты на форуме "Франчайзинг в России. Эпоха перемен" ежегодной выставки Buybrand.

    "В условиях не очень позитивного настроя бизнеса франчайзинг - очень эффективное и правильное направление. Основная его черта - способность быстро и без особого риска увеличивать число малых и средних предприятий", - говорит Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).

    По данным РАФ, из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, - только 14%. В России действуют около 700 компаний, которые считают себя франчайзерами. Однако компаний старше пяти лет наберется не более 150-170, остальных же стоит относить к категории "молодые франшизы", а потому они находятся в зоне риска. Из тех компаний, которые на рынке давно, примерно 35% - это зарубежные франшизы, а 65% - российские.

    "Если глобальных изменений в экономике не произойдет, то на наш рынок продолжат выходить западные франшизы, преимущественно из сферы общественного питания, - полагает Екатерина Сойак. - Последние геополитические события поспособствовали вхождению франшиз из таких стран, как Бразилия, Южная Корея, Арабские Эмираты, Турция. Также продолжится развитие региональных концепций, которые в последнее время набирают вес и развиваются на федеральном уровне. Продолжится и тенденция перевода оптовиков на более цивилизованный формат работы по франчайзингу".

    По мнению президента РАФ Мераба Бен-Эла, сегодня помимо Московского региона франчайзинг активно развивается в Тюменской области, Краснодарском крае. Важную роль в этом вопросе играет поддержка региональных властей. Эксперт уверен, что в нынешней экономической ситуации гораздо выгоднее купить франшизу, чем начинать новый бизнес-проект.

    Присутствующий на форуме замглавы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев отметил, что самая распространенная форма франчайзинга в России - это точки общественного питания. При этом столице очень не хватает франшиз по оказанию услуг населению, бизнесу. "Нужно расширить гамму этих предложений. Стоит обратить особое внимание на услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей. Я имею в виду именно отработанные модели, которые бы могли позволить нашим автосервисам выйти из уровня "гаражных" и стать полноправными конкурентами авторизованных центров. И мы готовы это направление поддерживать", - сообщил Князев.

    Он также отметил, что Москва нуждается в площадке, на которой будут представлены проекты стоимостью до 1 млн руб. "Малый бизнес способен быстро адаптироваться к изменениям. При этом использование надежного и проверенного бренда позволяет предпринимателю достучаться до каждого москвича. Мы должны предложить людям, которые хотят использовать проверенные и готовые решения, выбор. Площадка с франшизами до 1 млн руб. была бы интересна не только новичкам бизнеса, но и тем, кто хочет подобрать для себя новые направления предпринимательства", - считает Князев.

    Александр Борисов, глава Московской международной бизнес-ассоциации, считает, что российский франчайзинг способен развиваться и без господдержки: "В значительной степени малый бизнес у нас доморощенный, а франчайзинг помогает повышать его эффективность за счет лучших технологий и практик. Эта бизнес-модель способствует созданию новых российских брендов, которые могут впоследствии выйти на международный рынок".

    Поделиться