Алексей Козырев: Популярность госуслуг в электронном виде растет

Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающую взаимодействие информационных систем органов государственной власти при исполнении госфункций и оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, планируется усовершенствовать. Как именно, "РГ" рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.

Какие преимущества получают граждане от использования СМЭВ?

Алексей Козырев: СМЭВ - это система электронного взаимодействия между органами власти, созданная для того, чтобы ведомства самостоятельно запрашивали друг у друга необходимые для оказания госуслуг документы в электронном виде, а не требовали их от граждан. Работа строится следующим образом. При взаимодействии с гражданами ведомства получают от них электронные заявки на получение той или иной государственной услуги и самостоятельно по СМЭВ запрашивают у других ведомств необходимые им документы, а затем в электронном же виде предоставляют результат оказанной услуги пользователю. Раньше граждане бегали по ведомствам и собирали нужные документы. Получается, что они выполняли функцию государственных курьеров, потому что собирали и переносили бумаги между ведомствами. Теперь бегают не граждане, а данные в СМЭВ.

Насколько востребованы услуги электронного правительства?

Алексей Козырев: Востребованы и их популярность растет. Об этом можно судить по увеличению количества пользователей единого портала госуслуг. Еженедельно у нас регистрируются около 150 тыс. человек. За первое полугодие 2014 года в системе зарегистрировались 2,7 млн россиян - на 49% больше, чем за первое полугодие 2013 года. Также растет число регистраций юридических лиц - 30 тыс. за первые шесть месяцев 2014 года против 36,8 тыс. за весь 2013 год. По итогам работы портала в первом полугодии самой востребованной услугой стала проверка штрафов ГИБДД, налоговой задолженности и наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов. Зафиксирован рост заявок на оформление заграничных паспортов и проверку пенсионных накоплений.

Как контролируется качество предоставления услуг?

Алексей Козырев: На портале госуслуг можно оставить отзыв о качестве услуги, ответив на восемь вопросов. Форма для обратной связи реализована также во многих ведомствах.

За первое полугодие 2014 года в системе госуслуг зарегистрировались2,7 млн россиян - на 49% больше, чем за первое полугодие 2013 года

Портал ВашКонтроль.ру собирает отзывы по смс, телефону, посредством опросов через электронные терминалы в многофункциональных центрах и на интернет-сайтах. Сейчас уровень оценки качества госуслуг составляет 93,5%, он определен на основе 5,5 млн оценок, которые пользователи оставили в системе. Вся "обратная связь" агрегируется в информационной системе "МГКУ" ("Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде"). Несмотря на такую высокую оценку, в части электронных услуг нам совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти необходимо провести серьезную работу над ошибками, допущенными при переводе услуг в электронный вид. Некоторые востребованные услуги до сих пор недоступны в электронном виде, зачастую по электронным услугам информация о порядке их предоставления неактуальна, отсутствуют важные элементы предоставления услуг в электронном виде, такие как, например, оплата госпошлины банковской картой. Мы уже начали эту работу.

Каковы дальнейшие планы минкомсвязи по развитию СМЭВ?

Алексей Козырев: Планируем перевести СМЭВ на свободное и отечественное ПО, что позволит сделать систему независимой от коммерческого импортного программного обеспечения и экономить на лицензионных платежах. Новая версия СМЭВ 3.0 на основе свободного программного обеспечения сейчас проходит апробацию в нескольких органах исполнительной власти федерального и регионального уровней. Эта система со временем заменит СМЭВ 2.0. В новой версии системы существенно расширяются возможности по организации надежного и эффективного электронного межведомственного взаимодействия. Планируем широко использовать СМЭВ не только для взаимодействия органов власти при предоставлении государственных услуг, но и при исполнении ими государственных функций. Мы постоянно расширяем перечень сведений, доступных для запроса через СМЭВ, стремимся обеспечить возможность получения наиболее востребованных сведений через СМЭВ в режиме онлайн.

Будут ли внедряться какие-то новые услуги?

Алексей Козырев: Будут улучшаться услуги, уже переведенные в электронный вид. Например, вскоре пользователям из любых регионов станет доступна услуга по записи ребенка в детский сад. Раньше получить эту услугу можно было далеко не во всех регионах. Мы дорабатываем сам единый портал госуслуг так, чтобы пользоваться им было проще и удобнее. Уже сейчас новая версия портала доступна по адресу beta.gosuslugi.ru. Мы также разрабатываем принципиально новый подход к реализации услуг на портале, когда в зависимости от потребности гражданина портал сможет предоставлять комплексную услугу. Например, сделаем так, что после регистрации брака при смене фамилии на фамилию мужа женщинам не приходилось заполнять множество заявлений на замену различных документов. Достаточно будет выбрать комплексную услугу, и портал сам начнет работать со всеми органами власти, которые должны заменить документы в такой ситуации.

Заработала ли система электронного уведомления о нарушениях ПДД?

Алексей Козырев: Да, система заработала, но пока для ограниченного круга граждан, участвующих в тестировании. После завершения закрытого тестирования к пилотному проекту смогут присоединиться жители Московской области. В конце 2014 года по результатам пилота будет принято решение о подключении других регионов. Мы считаем, что система будет очень востребована, так как она дает возможность вне зависимости от того, живет ли гражданин по адресу регистрации, быстро и удобно получать электронные заказные письма. Если раньше нужно было идти с паспортом на почту, то теперь письмо можно получить на любом устройстве, подключенном к Интернету. Достаточно зарегистрироваться на портале госуслуг и подписаться на электронную доставку заказных писем. Сначала так будут приходить письма от ГИБДД и судебных приставов, а потом и от остальных органов исполнительной власти.

Многим регионам необходимо серьезно поработать над количеством услуг, переведенных в электронный вид

Уже все регионы могут предоставлять госуслуги в электронном виде?

Алексей Козырев: К сожалению, многим регионам необходимо серьезно поработать как над количеством услуг, переведенных в электронный вид, так и над качеством тех услуг, которые уже доступны в электронном виде. Для того чтобы поддержать региональные бюджеты в том числе в части перевода госууслуг в электронный вид, минкомсвязи выделяет регионам субсидии. В этом году регионы получили таких субсидий на сумму более 1,2 млрд руб.