Конечно, хорошее кино всегда шок. И хорошего (а также неплохого) кино на фестивальном экране хватает. Не хватает, пожалуй, эмоций. Бурь и ураганов. Сегодняшнее фестивальное кино отличает вялая медитативность и туманная многозначительность. И это не особенность отбора фильмов, скорее диагноз сегодняшнего состояния кинематографа в странах постсоветского пространства.
Очень трудно найти общий знаменатель и хоть как-то соединить картины, представленные в конкурсе. Бывшее когда-то единым кинематографическое пространство распалось еще и потому, что слишком разными дорогами идут страны бывшего СССР. Дело даже не в разнице ментальностей.
В фильме "Хозяева" казахского режиссера Адильхана Ержанова за театральной условностью легко читается абсолютный абсурд провинциальной феодальной жизни, обреченность маленького человека. Такой же маленький человек - копатель колодцев из узбекской картины "Колодец" Мансура Васати (Абдухаликова) - сильный, умный, честный, но обреченный покоряться баям, даром что действие перенесено в советские времена. В этих картинах при желании можно увидеть протест, а можно вечное смирение и понимание того, что мир всегда будет делиться на сильных и слабых.
Совсем иные проблемы скорее экзистенциального свойства волнуют кинематографистов балтийских стран. Герой эстонской картины "Free range. Баллада об одобрении мира" режиссера Вейко Ыунпуу - молодой писатель, которому неинтересно жить. Он мечется по фильму, не находя счастья и покоя. Странный герой, как ни удивительно, пришедший откуда-то из советского кино, открывшего когда-то такого вот "лишнего человека", переживающего разнообразные кризисы среднего возраста.
Кстати, в стерильно европейской эстонской картине неожиданно читаются почти прямые цитаты из "Полетов во сне и наяву". Напомню: великий фильм армянского режиссера Романа Балаяна с российскими артистами был снят когда-то на украинской киностудии. Сейчас бы он точно попал на "Киношок" как пример творческого сотрудничества кинематографистов разных стран.
Что объединяет всех, кто снимает кино от Таллина до Ташкента, от Киева до Еревана? Прежде всего практическая невозможность снимать кино. Приходит понимание: в одиночку национальным кинематографиям не выжить. Надо объединяться - наступает эпоха копродукции.
В конкурсе "Киношока" в этом году едва ли не половина картин снята при сотрудничестве разных стран. Рекорд у азербайджанского фильма режиссера Октая Мир-Касыма "Умереть отмщенным. Письма из прошлого": в производстве кроме Азербайджана участвовали Германия, Грузия и Израиль. Картина рассказывает о малоизвестном факте: в 1941 году были депортированы азербайджанские немцы, жившие здесь многие десятилетия. История почти детективная: молодой немец отправляется в далекую восточную страну, чтобы найти и плюнуть в лицо человеку, совершившему подлость и предавшему когда-то его деда. Находит и... прощает.
Эстонский режиссер Ильмар Рааг снял фильм "Я не вернусь" в России при участии кинематографистов Беларуси, Казахстана и Финляндии. Как и азербайджанская картина, это тоже фильм-путешествие, причем не только и не столько в пространстве. Скорее это возвращение к себе двух юных героинь, замечательно сыгранных молодой актрисой, выпускницей гитисовского курса Сергея Женовача Полиной Пушкарук и двенадцатилетней Викой Лобачевой.
"Киношок" в этом году переехал. Показы проходят в самом центре анапской курортной зоны. На анапской "аллее звезд" открыли "звезды" замечательных актрис Тамары Семиной и Людмилы Зайцевой. Ежевечерние обсуждения картин проходят в пресс-клубе.
Обстоятельства места могли бы поменять лицо "Киношока", но он верен себе хотя бы в том, что честно показывает, что происходит у нас и у наших соседей в кино. Ну и, разумеется, в жизни.