29.09.2014 23:03
    Поделиться

    "Киношок": Постсоветским кинематографиям необходимо объединяться

    "Киношок" как зеркало и как диагноз времени
    Анапский "Киношок" начинался бурным ураганом, валившим деревья и рекламные щиты. Для фестиваля это тоже стало главным потрясением и шоком.

    Конечно, хорошее кино всегда шок. И хорошего (а также неплохого) кино на фестивальном экране хватает. Не хватает, пожалуй, эмоций. Бурь и ураганов. Сегодняшнее фестивальное кино отличает вялая медитативность и туманная многозначительность. И это не особенность отбора фильмов, скорее диагноз сегодняшнего состояния кинематографа в странах постсоветского пространства.

    Очень трудно найти общий знаменатель и хоть как-то соединить картины, представленные в конкурсе. Бывшее когда-то единым кинематографическое пространство распалось еще и потому, что слишком разными дорогами идут страны бывшего СССР. Дело даже не в разнице ментальностей.

    В фильме "Хозяева" казахского режиссера Адильхана Ержанова за театральной условностью легко читается абсолютный абсурд провинциальной феодальной жизни, обреченность маленького человека. Такой же маленький человек - копатель колодцев из узбекской картины "Колодец" Мансура Васати (Абдухаликова) - сильный, умный, честный, но обреченный покоряться баям, даром что действие перенесено в советские времена. В этих картинах при желании можно увидеть протест, а можно вечное смирение и понимание того, что мир всегда будет делиться на сильных и слабых.

    Совсем иные проблемы скорее экзистенциального свойства волнуют кинематографистов балтийских стран. Герой эстонской картины "Free range. Баллада об одобрении мира" режиссера Вейко Ыунпуу - молодой писатель, которому неинтересно жить. Он мечется по фильму, не находя счастья и покоя. Странный герой, как ни удивительно, пришедший откуда-то из советского кино, открывшего когда-то такого вот "лишнего человека", переживающего разнообразные кризисы среднего возраста.

    Кстати, в стерильно европейской эстонской картине неожиданно читаются почти прямые цитаты из "Полетов во сне и наяву". Напомню: великий фильм армянского режиссера Романа Балаяна с российскими артистами был снят когда-то на украинской киностудии. Сейчас бы он точно попал на "Киношок" как пример творческого сотрудничества кинематографистов разных стран.

    "Киношок" в этом году переехал: показы проходят в самом центре Анапы

    Что объединяет всех, кто снимает кино от Таллина до Ташкента, от Киева до Еревана? Прежде всего практическая невозможность снимать кино. Приходит понимание: в одиночку национальным кинематографиям не выжить. Надо объединяться - наступает эпоха копродукции.

    В конкурсе "Киношока" в этом году едва ли не половина картин снята при сотрудничестве разных стран. Рекорд у азербайджанского фильма режиссера Октая Мир-Касыма "Умереть отмщенным. Письма из прошлого": в производстве кроме Азербайджана участвовали Германия, Грузия и Израиль. Картина рассказывает о малоизвестном факте: в 1941 году были депортированы азербайджанские немцы, жившие здесь многие десятилетия. История почти детективная: молодой немец отправляется в далекую восточную страну, чтобы найти и плюнуть в лицо человеку, совершившему подлость и предавшему когда-то его деда. Находит и... прощает.

    Эстонский режиссер Ильмар Рааг снял фильм "Я не вернусь" в России при участии кинематографистов Беларуси, Казахстана и Финляндии. Как и азербайджанская картина, это тоже фильм-путешествие, причем не только и не столько в пространстве. Скорее это возвращение к себе двух юных героинь, замечательно сыгранных молодой актрисой, выпускницей гитисовского курса Сергея Женовача Полиной Пушкарук и двенадцатилетней Викой Лобачевой.

    "Киношок" в этом году переехал. Показы проходят в самом центре анапской курортной зоны. На анапской "аллее звезд" открыли "звезды" замечательных актрис Тамары Семиной и Людмилы Зайцевой. Ежевечерние обсуждения картин проходят в пресс-клубе.

    Обстоятельства места могли бы поменять лицо "Киношока", но он верен себе хотя бы в том, что честно показывает, что происходит у нас и у наших соседей в кино. Ну и, разумеется, в жизни.

    Поделиться