29.09.2014 23:47
    Поделиться

    Российский план деофшоризации оказался жестче предложенного G20

    Российский план деофшоризации жестче, чем глобальный
    Страны - участницы "Большой двадцатки" (G20) утвердили план по борьбе с офшорами, который предполагает расширение обмена информацией о налогоплательщиках и усиление контроля над уплатой налогов по месту их получения за счет пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения.

    "Программа G20 не дает никаких ответов о том, что конкретно надо сделать в деле достижения справедливого налогообложения. Это своего рода "дорожная карта", которая предлагает странам - участницам G20 договориться и выработать общий подход к решению налоговой проблемы. Первые предложенные 15 мер можно свести к следующему: определение налоговых проблем, вставших в свете появления цифровой экономики (в частности электронной коммерции); устранение законодательных лазеек, позволяющих уходить от налогообложения; установление общих правил для определения статуса "контролируемых иностранных компаний"; определение общих правил отнесения процентов на расходы; определение губительных налоговых преференций для их отмены; создание единообразного подхода к трансфертному ценообразованию; выработка подхода к вопросам налогового планирования, включающего в себя требование к налогоплательщикам о раскрытии схем налоговой оптимизации; повышение уровня межгосударственного взаимодействия в вопросе оценки налоговых операций и их последствий", - рассказывает Олег Кузнецов, управляющий партнер "Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова".

    Определенные G20 проблемы носят международный размах. "Политика деофшоризации является общемировой тенденцией. При этом страны не борются с офшорными юрисдикциями, основная задача - это борьба с неуплатой налогов", - поясняет Дмитрий Шевченко, руководитель юридического департамента Ланта-Банка.

    Россия также входит в список государств, поддерживающих инициативу G20, в этой области заложены так необходимые РФ резервы дополнительных доходов. "Безусловно, противодействие размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли и новые международные стандарты помогут РФ обеспечить получение дополнительного дохода в бюджет", - говорит Всеволод Сазонов, председатель Московской областной коллегии адвокатов "Сазонов и партнеры", член комитета ТПП РФ по инвестиционной политике. В России деофшоризация экономики только начинается. "Законодательство РФ еще не ввело в практику и трети тех инструментов и понятий, которые уже давно используются другими странами", -отмечает Олег Кузнецов. Как таковых российских законов по деофшоризации еще не существует, но есть законопроекты в высокой степени готовности, и они соотносятся с планами G20. "В России принимаются меры для устранения пробелов в соглашениях об избежании двойного налогообложения, ужесточается регулирование трансфертного ценообразования и выстраивается обмен финансовыми данными между странами. Россия планирует все доходы, которые получают российские налоговые резиденты, облагать налогами по российским законам. Это согласуется с планом G20, в котором делается упор на уплате налогов и сборов по месту получения прибыли. Налогообложение дохода у источника вполне может вернуться", - считает Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик".

    Вместе с тем нельзя говорить о том, что российский план деофшоризации копирует предложения G20. "Усилия ОЭСР главным образом направлены на улучшение действующих механизмов налоговых злоупотреблений, тогда как цель минфина заключается в построении в России деофшоризационного законодательства с нуля", - говорит Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

    Усилия ОЭСР главным образом направлены на улучшение действующих механизмнов налоговых злоупотреблений, тогда как цель Минфина заключается в построении в России деофшоризационного законодательства с нуля

    Есть и другие моменты, по которым позиция РФ расходится с планами G20. "России выгодно обложить своими налогами как можно большее количество доходов. А это можно сделать, лишив другие государства налогооблагаемой базы, сформировавшейся с использованием российской юрисдикции", - считает Олег Кузнецов.

    Меры по деофшоризации сейчас актуальны для России как никогда. "Только за прошедшие полгода из РФ было незаконно вывезено около 180 млрд долл. Причем тенденция увеличения оттока капиталов сохраняется", - сообщил представитель СКР Георгий Смирнов на "круглом столе" "Деофшоризация экономики и введение уголовной ответственности юридических лиц в России". Такие цифры стимулируют нашу страну действовать активнее и агрессивнее, чем другие участники G20. "Значительная часть этих средств выводится из РФ в безналоговом режиме за счет использования в том числе не вполне обоснованно льгот по международным налоговым договорам. Поэтому меры, предлагаемые минфином, по многим аспектам жестче аналогичных мер, поддерживаемых ОЭСР", - объясняет Егор Батанов.

    Однако шансы на успешную борьбу с уклонением от уплаты налогов с помощью использования офшоров и низконалоговых юрисдикций эксперты оценивают как невысокие. "Крупные компании и транснациональные корпорации будут этому противиться. Они, к сожалению, имеют довольно сильное влияние на правительства своих стран и могут препятствовать деофшоризации", - резюмирует Антон Соничев.

    Поделиться