Индустрия мобильных игр в России продолжает расти
Эксперты убеждены, что индустрия компьютерных игр в России становится одной из крупнейших в мире. Аналитики исследовательской компании Newzoo считают, что производители игр теряют сотни миллионов долларов из-за того, что не русифицируют свои хиты.
В 2014 году российский рынок игр по сравнению с предыдущим годом вырастет на 13,3% до 1,14 млрд доллара, таким образом, он займет 12-е место в мире по объему. "Российский рынок гораздо больше, чем многие европейские. В России живут 145 млн человек, еще 20 млн составляет русскоязычное население в соседних странах. Таким образом, на русском языке говорит больше людей, чем на немецком или французском. При этом количество русскоязычных игроков сейчас оценивается всего в 67 млн человек. Это примерно вдвое меньше, чем в странах, где говорят на испанском. При этом адаптировать игру для жителей пяти стран, где говорят по-русски, проще, чем для 20 испаноязычных стран", - отмечают аналитики Newzoo.
Игровая индустрия делится на несколько сегментов. Самым быстрорастущим эксперты считают рынок социальных игр - за последние три года он вырос в пять раз. По данным Mail.RuGroup, в 2013 году объем рынка социальных игр составил 416 млн долл. По сравнению с 2012 г. прирост сегмента замедлился - составил 118%. Эксперты считают, что замедление темпов роста связано с ростом мобильных игр, куда постепенно перетекает аудитория. Но сегмент остается стабильным, а соцсети активно поддерживают разработчиков игр.
Мобильные игры действительно постепенно захватывают рынок. Объем рынка мобильных игр в России с 2010 по 2013 год вырос более чем в 9 раз и составил 165 млн долл. По данным Mail.RuGroup и Newzoo, в мобильные игры в России сегодня играют 33,8 млн человек - больше половины всех российских геймеров. В США доля мобильных игроков чуть больше - 83%. А в Китае и Южной Корее мобильные устройства используют для игр 96% и 93%игроков.
"Быстрее всего развиваются мобильные игры. Более активной среды сейчас найти нельзя. Есть зарождающиеся тренды, такие как браузерные 3D-игры (переходящие по сути в мультиплатформу с единым миром для всех пользователей) или проекты для виртуальных девайсов, но по масштабам они еще далеки от тех цифр, что достигнуты мобильным рынком, - отметил директор по развитию бизнеса игровой компании Nekki Сергей Бабаев. - Что касается наиболее востребованных направлений, то сейчас очень хорошо себя чувствуют шутеры - их все больше на планшетах (серии ModernCombat и DeadTrigger), а в соцсетях они уже достаточно давно пользуются заслуженной популярностью (ContractWars, Блокада)".
Популярность мобильных игр объясняется общим ростом числа мобильных устройств, которые делают игры более доступными для установки и игрового процесса. "Игровая аудитория прирастает как людьми более старшего поколения, так и детьми, - объяснил руководитель IT-Territory, студии Mail.RuGroup Василий Магурян. - Сегодня все меньше успешных игр, которые построены на моножанре, происходит смешение механик из разных игровых тематик. Это в свою очередь влияет на популярность тех или иных видов. И, безусловно, сегодня геймер требует все более качественных игр - с интересной механикой, качественной графикой и сценарием".
В отличие от западных стран, где подавляющее число игроков сегодня выбирают так называемые "казуальные" игры типа CandyCrushSaga и HayDay на мобильных платформах, в России до сих пор сильна доля пользователей, проводящих время в "хардкорных" играх (например, стратегиях и ролевых играх) - от WorldofTanks до "Клэшей" всех форм и цветов, подчеркивает руководитель отдела по взаимодействию с разработчиками CreativeMobile Валентин Мерзликин: "Хотя и Россию не миновала волна увлечения простыми играми типа FlappyBird или 2048, но игроки достаточно быстро бросают такие игры и предпочитают задерживаться в более сложных и глубоких проектах, с различными вариантами развития игрового процесса".
В разработке игр также происходят изменения. "Несколько лет назад разработчики ориентировались на AdobeFlash как среду для разработки социальных игр и самый простой способ достучаться до аудитории, активно плодили собственные игровые движки. Сейчас безусловным трендом становится переход на кроссплатформенные средства разработки Unity 3D, позволяющие создавать продукты для мобильных платформ и персональных компьютеров как в насыщенной 3D-среде, так и классические мультяшные 2D-проекты", - отметил Мерзликин.