Кризис кризисом, а спрос на бриллианты в мире остается стабильным. Русские бриллианты в огранке лучших российских мастеров способны конкурировать на международном рынке ювелирных произведений искусства наравне с Тиффани, Картье и другими мировыми брендами. Об этом на Втором международном ювелирном форуме заявил президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Максим Шкадов.
Но, как выяснилось, уникальные сырьевые возможности (Россия контролирует четверть мирового рынка алмазов) сегодня не используются. И без отдельной государственной политики и государственных программ, предусматривающих соединение сырьевого потенциала с авторским искусством, российские ювелиры не смогут стать законодателями мод и диктовать свои правила игры на мировом рынке.
Хотя Россия для этого имеет все: исторические традиции, славу Фаберже, новые инновационные техники, завораживающие современные ювелирные авторские работы. Да и внутри самой России, среди состоятельных потребителей, все больше востребованы ювелирные украшения не массовой штамповки с синтетическими вставками, а инвестиционные, эксклюзивные, "на века", драгоценные работы, стоимость которых от десятилетия к десятилетию только растет. Помимо традиционных колец, сережек, колье, это и серебряная посуда, сервизы, скульптурные композиции, аксессуары из золотого литья.
"Вовремя поддержать талант - это не только помочь конкретным мастерам и художникам, но и шанс прославить страну", - напомнил чиновникам председатель Гильдии ювелиров России Гагик Геворкян. А руководитель ювелирной мастерской из Ярославля Николай Балмасов и искусствовед Андрей Гилодо озвучили "неотложные" предложения по продвижению отечественного ювелирного искусства на мировой и внутренний рынок. Первое - это поддержка государством российских дизайнеров на крупнейших и дорогостоящих ювелирных выставках мира. Именно там, в Базеле, Лондоне, Гонконге, вспыхивают сегодня звезды, решается судьба ювелирных трендов и имиджа стран.
Второе - создание Национальной ювелирной коллекции, которую можно пополнять, выставлять на тех же международных и внутрироссийских выставках.
А мастера-ювелиры из Ярославля заявили о необходимости отдельного федерального закона о ювелирном художественном искусстве. Мол, народным художественным промыслам, декоративно-прикладному творчеству государство уделяет внимание, регулируя отрасль, а на вершине пирамиды - законодательный пробел. "До революции в России было ювелирное дело, после революции возникла ювелирная промышленность, сейчас новый этап - развитие ювелирного искусства. Но он требует новых подходов", - подчеркнул искусствовед Андрей Гилодо.
Заместитель министра культуры Елена Миловзорова поддержала дискуссию. По ее словам, у ювелиров есть возможность заявить свои идеи в то время, как ведомство готовит Основы государственной политики в области культуры. А государственная политика в области поддержки народных художественных промыслов находится, напомнила она, в ведении минпромторга.
Глава ТПП Сергей Катырин, на чьей экспертной площадке проходит двухдневный форум, посоветовал представителям ювелирной отрасли сформулировать предложения по продвижению ювелирных брендов и отдельных мастеров на международной арене. "Такая программа выставочной деятельности у минпромторга есть, мы вас поддержим", - пообещал Катырин.