Новости

Поток рекламных смс на телефоны россиян будет перекрыт, но не полностью
Навязчивым смс-сообщениям с рекламой товаров, услуг, акций и скидок, которыми рекламодатели забрасывают владельцев мобильных телефонов, пришел конец. С 21 октября, благодаря изменениям в Законе "О связи", такая рассылка возможна только по предварительному согласию с абонентом.

Мобильный оператор теперь обязан заключать договор с клиентом о подобной рассылке.

Однако с потоком рекламных смс от банков (иногда в два часа ночи), в которых предлагают взять кредит "за час, достаточно предъявить только паспорт" - отдельная история. Навязчивая банковская реклама, если она не содержит заведомо ложную информацию, в большинстве случаев по-прежнему признается законной. Дело в том, что получатели подобных смс-уведомлений, сами того не подозревая, дают согласие на информационное обслуживание о банковских продуктах, подписывая кредитные или любые другие договоры с банками. А в этих документах мелким шрифтом среди прочих пунктов значится и такая услуга.

По словам вице-президента Ассоциации региональных банков России Олега Иванова, рассылка данных о так называемых предодобренных кредитах осуществляется только в адрес своих клиентов (нынешних или бывших), которые собственноручно подписались на информирование о банковских услугах при заполнении договоров. А поскольку договоры банковского счета - бессрочные, то гражданин может о них и забыть. Но не банк.

"Под раздачу" такой информации могут попасть и владельцы зарплатных карт.

Их на крупных предприятиях зачастую "оптом" оформляют сотрудники бухгалтерий. И вполне возможно, что в договоры проникают разрешения уведомлять клиентов о банковских услугах. Так что основной совет, который дают читателям "РГ" эксперты - читайте договоры внимательнее и, подписывая их, исключайте ненужные пункты.

Если такая рассылка отнимает у вас время, деньги и желание пользоваться мобильным телефоном, то избавиться от нее можно несколькими способами. Первый - обратиться прямо в банк с письменной претензией и потребовать аннулировать в договоре вашу "подписку" на смс-уведомления. Но этот способ годен только в случае, если вы имеете договор с банком или твердо уверены, что никогда не оформляли с данным банком никаких отношений, не оставляли свои номера телефонов и не давали согласия на смс-информирование.

В случае, если распространитель рекламы проигнорирует ваше обращение или вы считаете, что смс содержит ложную информацию, нанесла вам реальный вред (уведомление вы получили за границей, в роуминге, и вам пришлось за него платить,) тогда вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы с жалобой. ФАС проверит законность рекламы. Кстати, антимонопольные органы не раз возбуждали подобные дела.

Есть смысл обращаться и в суды, требуя от банков или их партнеров возместить материальный и моральный ущерб. К примеру, рекламу о предварительно одобренных кредитах со ссылками на те или иные банки сегодня все чаще рассылают платежные системы или третьи лица, которым клиенты дают согласие на обработку своих персональных данных. Налицо психологическое давление, да еще с незаконным использованием персональных данных - это дела для судов, считают юристы.

Нарушение Закона "О рекламе" может привести к административному штрафу юридического лица в размере от ста тысяч до полумиллиона рублей, напоминает руководитель управления по семейному праву консалтинговой компании Heads Александр Слесарев. Их также можно привлечь к ответственности за нарушение закона "О персональных данных".

Еще один способ - позвонить в службу поддержки вашего мобильного оператора и заблокировать все сообщения с коротких номеров или от какой-либо конкретной организации. Крупнейшие российские операторы делают это в момент обращения, к тому же бесплатно, поясняет юрист формулы vvCube Владимир Шафран.

Между тем один из экспертов "РГ" предложил расценивать смс-сообщения банков как комфортную услугу, из которой продвинутые грамотные пользователи могут извлекать для себя выгоду. "Можно, конечно, обратиться в банк с просьбой больше не присылать своих сообщений. Но благодаря одной из таких смс я, например, стал счастливым обладателем именной кредитной карты Visa Gold с бесплатным трехгодовым обслуживанием. Причем кредитный лимит по этой карте банк постепенно повышает в виду активного использования этой карты и своевременного погашения задолженности", - рассказал он.

Справка "РГ"

В заявлении, с которым недовольные смс-рекламой россияне собираются обращаться в ФАС, должны содержаться следующие сведения: наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица), наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, а также требования заявителя.

К заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие доводы заявителя: тексты смс-рекламы (скриншот, или фотография);детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы; копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось.