Кроме того, приставы намерены искать должников по больницам. Но и с этим пока есть трудности. Поэтому в ведомстве считают, что необходимо внести некоторые поправки в нормативную базу. И, естественно, надо поднажать в установлении прочных электронных контактов.
Подобные проблемы активно обсуждались на недавней международной научно-практической конференции, посвященной розыску должников и их активов. Эксперты обратили внимание, что закон об исполнительном производстве разрешил судебному приставу получать необходимую для целей розыска информацию во всех органах и организациях. Но при этом законодатели забыли внести соответствующие поправки в другие законы. Получается, полномочий требовать у приставов нет, а жесткой обязанности отвечать порой у инстанций нет. Хотя все понимают, что ответить они все-таки должны.
"В настоящее время у судебного пристава, осуществляющего розыск, имеется ограниченный доступ к информации, содержащейся в медицинских учреждениях, а также в автоматизированной централизованной базе персональных данных о пассажирах, - сказал Артур Парфенчиков. - Решение данной проблемы видится в планомерной работе по совершенствованию национального законодательства и развитию межведомственного электронного взаимодействия".
Еще судебные приставы вправе по заявлению взыскателя использовать информацию, полученную от детективных агентств. Порядок здесь такой: взыскатели, желая поторопить решение вопроса, нанимают частных детективов, а те, в свою очередь, находят спрятанные средства должника. Правда, пока об этом много говорится, но мало делается.
Зато судебные приставы активно развивают электронные каналы со многими ведомствами. "В частности, в рамках розыска должников по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, служба имеет удаленный доступ к информационной базе Интерпола, - сказал Артур Парфенчиков. - В настоящее время Федеральной службой судебных приставов организовано электронное взаимодействие уже более чем с 30 различными ведомствами".
В перспективе планируется создать единую мультисервисную систему, позволяющую принимать, обрабатывать и хранить в едином центральном сервере информацию об объектах розыска. В этой системе могла бы собираться информация не только из центральной базы данных ФССП России, но и баз данных учетно-регистрирующих и контролирующих государственных органов и иных организаций. "Это очень перспективное и важное направление, которое позволит обрабатывать информацию максимально быстро и без участия человеческого фактора", - сказал Артур Парфенчиков.
Интересно, что по данным ведомства штатная численность судебных приставов, занимающихся розыском, составляет сегодня 1295 человек. Используют приставы и нестандартные методы розыска.
Например, привычным делом стал мониторинг социальных сетей Интернет. Личные странички должников - это хороший источник информации. А на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов с недавних пор открыт раздел "Розыск", где размещается информация о разыскиваемых лицах и их фотографии. В итоге многие должники сами стали приходить к приставам, чтобы только избавиться от подобной славы. Ведь, как писала "РГ", сегодня многие работодатели проверяют кандидатов на службу по базам данных должников и в целом мониторят Интернет, что там есть о том или ином человеке.