Распоряжение правительства гласит: "Открыть морские порты по перечню согласно приложению для захода иностранных судов". Это решение связано с тем, что некоторые документы, которые раньше подтверждали открытие морских портов для международного сообщения, либо устарели, либо в ряде случаев были утеряны. Такое несоответствие приводило к различным юридическим проволочкам, отметил Дмитрий Медведев. Теперь и пограничные, и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов будут гораздо проще.
Решение Дмитрия Медведева эксперты назвали "своевременным шагом".
- Думаю, что на работе портов это скажется положительно, - считает Михаил Жуков, ученый секретарь Научного совета АНО "Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера". - Давно нужно было это сделать. Например, благодаря международному статусу руководству портов будет легче обосновать необходимость финансирования тех или иных потребностей. Появится возможность ускорить реконструкцию портов, расширить их возможности.
К этому мнению присоединяется директор Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Федор Ларичкин. По его словам, международный статус имеет особое значение для незамерзающего Мурманского порта, имеющего прямой выход в Мировой океан. Его развитие сегодня наиболее важно для России, считает ученый.
- Пока сложно сказать, насколько увеличится число заходов иностранных судов в российские порты, - отметил Ларичкин. - Помимо нового статуса портам необходима государственная поддержка в развитии инфраструктуры, чтобы суда могли оперативно пополнять там запасы топлива и получать качественный ремонт. Поэтому распоряжение правительства необходимо дополнить другими нормативными актами, конкретизирующими значение международного статуса портов в различных аспектах их работы.
Впрочем, по словам генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Василия Никитина, иностранные суда и раньше приходили в Мурманский морской рыбный порт, причем под флагами таких стран, которые мало кому известны. Нельзя сказать, что отсутствие международного статуса создавало им какие-либо сложности.
- Мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы порт получил статус особой экономической зоны, которая позволила бы привозить сюда рыбу любым кораблям и тут же ее перерабатывать, пользуясь налоговыми и таможенными льготами. Международный статус таких возможностей нам не дает, - заметил Никитин.