Строго говоря, называть диаспорой столь сложный и многосоставный социальный организм различных сообществ азербайджанцев в России было бы не совсем верно. Если не погружаться в глубокие исторические экскурсы и вынести за скобки роль Баку в зарождавшейся энергетической политике российской империи, нужно вспомнить, что азербайджанцы плотно инкорпорированы в российскую социальную ткань на протяжении всего двадцатого века. Многие из 600 тыс. российских граждан-азербайджанцев (привожу официальную цифру переписи 2010 года) относятся к потомкам как раз тех поколений, которые живут в России с начала и середины 20 века. Совсем молодые из них, в отличие от своих родителей, имеют лишь справочное представление об исторической родине.
Азербайджанцы той части исторической диаспоры - наши легенды, можно сказать, образцы патриотического и профессионального служения, который ВАК пытается прививать в своих образовательных и медиапрограммах молодым российским азербайджанцам. В виртуальной аллее славы советских азербайджанцев множество имен начиная от Гейдара Алиева до Таира Салахова, Фармана Салманова, Керима Керимова, оставивших свой след в государственном управлении, военном деле, промышленности, в различных видах искусства, в научных дисциплинах.
Сменилась эпоха, наши братские республики стали добрососедскими независимыми государствами. В результате политико-юридического размежевания возник сам феномен диаспоры. В 1990-е годы наша азербайджанская община расширилась за счет притока мигрантов, вынужденных покинуть родные края из-за политической нестабильности, войны и экономических потрясений. Теперь нас в России более 2,5 млн человек. Это люди самых разных профессий и жизненного уклада, многие из них стали гражданами России, а за пятнадцать-двадцать лет из их семей возникло следующее поколение, вступающее в современную российскую жизнь. В новом спектре азербайджанской миграционной волны также есть достойные примеры преодоления трудностей, может, менее масштабных, по сравнению с прошлым, но высоких личных свершений, которыми можно по-настоящему гордиться.
Я не случайно столь подробно остановился на этом обзоре. Хочу подчеркнуть, что ВАК в своей общественной деятельности имеет дело с исторически сформировавшимися группами азербайджанцев на различных этажах социальной лестницы российского общества. Наши активисты, волонтеры в разных регионах России, как, собственно, и само руководство, сформировалось по принципу единства в разнообразии. Каждый из нас выполняет свою работу как составная часть ветвистого древа социальной истории России, где настоящий азербайджанец должен отдать долг в качестве гражданина своему государству - России и плюс долг своей исторической родине - Азербайджану. Отсюда общая черта характера азербайджанских активистов: мы - патриоты двух стран.
В практическом синтезе этих категорий, иными словами, в воспроизводстве патриотизма и гражданственности на бытовом уровне, и состоит наша ежедневная работа. Мы не пытаемся навязать российским азербайджанцам объединение или контроль. В принципе это невозможно ни по этническому признаку, ни по административному статусу и влиянию. Но в нашем составе весь спектр диаспоры - руководители корпораций (Вагит Алекперов, Араз Агаларов), врачи (можно говорить о целой плеяде профессионалов из НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина, уделяющих большое внимание проектам диаспоры, во главе с президентом ВАК, хирургом-онкологом Мамедом Алиевым), юристы, значительное число предпринимателей среднего и малого уровня, занимающихся производством и строительством. К нам приходит множество пенсионеров, дети и родители, занятые в детских программах в рамках воскресных школ и небольших по размеру и количеству азербайджанских детских клубов. И, конечно, азербайджанские студенты в российских вузах. Все подключаются к работе, находя что-то интересное по душе, приходя к нам за советами, с просьбами.
Многие задают вопрос, чем конкретно занята наша организация. Давайте рассмотрим самые основные направления деятельности. Во-первых, мы в постоянном режиме поддерживаем отношения с различными уровнями власти России и Азербайджана. Это помогает решать периодически возникающие проблемы в тяжелых ситуациях вокруг отдельных граждан.
Мы предоставляем свои ресурсы, консультируя и решая на своем уровне правовые и организационные вопросы пребывания азербайджанских мигрантов в РФ. Во-вторых, мы регулярно проводим общеполитические и общенациональные праздники, социально-культурные мероприятия, занимаемся организацией значимых дат и религиозных ритуалов. К примеру, в календарях наших региональных организаций совпадают праздники, посвященные Дню национального спасения в Азербайджане и Дню России.
Отмечая праздники как символы государственности наших стран, мы подчеркиваем и популяризируем азербайджанскую культуру и традиции. В отношении религиозных дат мы воспитываем и укрепляем современный толерантный ислам, способный уживаться с другими такими же массовыми религиями в современной непростой среде больших городов.
В заключение приведу цитату нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, которая стала кредо нашей организации: "Азербайджанец должен быть не просто хорошим гражданином страны проживания, а таким, в чьем лице возвышался бы весь Азербайджан".
Кстати
Московская средняя общеобразовательная школа с этнокультурным азербайджанским компонентом образования N 157 им. генерал-лейтенанта К.А. Керимова, наиболее известное учебное заведение среди школ, имеющих этнокультурный статус. Она была открыта в 1997 году, сегодня в ней обучаются дети 23 национальностей. На базе школы работает Азербайджанский культурно-образовательный центр, позволяющий детям диаспоры из других школ Москвы приобщаться к историческим корням в рамках методик дополнительного образования. В школе используются специальные методики для адаптации учащихся, не владеющих русским языком.