Причем в одном регионе может наблюдаться дефицит рабочей силы на определенные профессии, а в другом - переизбыток. Перераспределение рабочих ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда выгодно для всех: предприятий, работников и государства, которое получит снижение уровня безработицы и повышение собираемости налогов.
Сейчас внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Потребность же в рабочих руках наблюдается в других регионах. Актуальным является привлечение трудовых ресурсов на приграничные территории, на Дальний Восток и в Сибирь. Также центрами притяжения рабочей силы должны стать регионы, в которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются инновационные кластеры, ОЭЗ.
Порядок и критерии отбора инвестпроектов, для реализации которых планируется привлекать трудовые ресурсы, установят нормативными правовыми актами регионов. "В законопроекте особый акцент делается на развитие региональных программ привлечения трудовых ресурсов", - отмечает Игорь Вялов, адвокат, партнер адвокатского бюро "Шабарин и партнеры". Основанием для начала разработки таких программ является наличие в регионе работодателей, реализующих крупные инвестпроекты и заявивших о потребности в сотрудниках, которую невозможно удовлетворить силами региона. Для того чтобы потенциальные работники могли узнать о вакансиях вне своего региона, планируется совершенствовать Информационно-аналитическую систему общероссийской базы вакансий "Работа в России", на которой будут размещены все вакансии работодателей, получивших поддержку государства на привлечение рабочей силы.
Также предусмотрены налоговые льготы для работодателей, привлекающих рабочих из других регионов. Предлагается освободить их от обложения НДФЛ компенсационных и иных выплат (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания). Кроме того, регионы имеют право регулировать ставки ряда налогов и использовать их в виде поощрения работодателей. "Дополнительные налоговые льготы (снижение налоговых ставок по отдельным налогам) также могут быть предоставлены работодателям для стимулирования привлечения рабочей силы из других регионов", - говорит Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики юридической группы "Яковлев и Партнеры".
Перечень мер поддержки в отношении переезжающих для трудоустройства сотрудников определяется индивидуально. В каждом случае этот список устанавливается на основе базового регионального перечня мер и закрепляется соглашением между регионом и работодателем. Самим сотрудникам для комфортного переезда на новое место жительства необходимы подъемные средства, компенсация аренды жилья. Не на последнем месте находятся вопросы регистрации по месту пребывания и получения медицинской помощи. Если речь идет о семейных сотрудниках, то меры поддержки должны предусматривать помощь в переезде всей семьи и возможность устроить ребенка в школу и детский сад. "Практика кадровой релокации уже давно существует для топ-менеджеров, для узких специалистов и редких профессионалов. В этом случае приглашающая компания берет на себя заботы о переезде сотрудника и его семьи. Этой категории профессионалов не нужны дополнительные программы, практика их привлечения уже давно сложилась", - считает Анна Имас, генеральный директор JOB.RU.
Совокупный размер поддержки, предоставляемой работодателю, составит 225 тыс. руб. на человека. Из них 150 тыс. руб. за счет федерального бюджета и 75 тыс. руб. из средств субъекта РФ. "Субсидирование является одним из способов налогового регулирования в части облегчения налоговой нагрузки тех или иных субъектов. Безусловно, этот механизм необходим и важен для стимулирования развития регионов", - говорит Артем Денисов, управляющий партнер ЮК "Генезис". Эксперты отмечают, что и сами предприятия могут софинансировать переезд сотрудников, так как заинтересованы в привлечении рабочих.