В Киргизии ужесточат требования к организаторам лотерей

Правоохранительные органы республики заявляют об участившихся случаях организации незаконных лотерей в стране и отказов от выплаты призовых фондов выигравшим участникам.

По данным Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями КР (ГСБЭП), за 2013 и первое полугодие 2014 года в отношении тех, кто занимался организацией незаконных лотерей, возбуждено 10 уголовных дел.

К примеру, в феврале 2014-го сотрудники ГСБЭП установли, что победителям мгновенной лотереи "Лестница удачи" компания-организатор не выплатила выигрыши. В мае этого же года без разрешительных документов выпустили билеты "Элдик лотерея". В результате те, кто это сделал, получили незаконный доход в размере 969 тысяч сомов.

Однако такую деятельность правоохранительные органы квалифицируют как мошенничество или незаконное предпринимательство. В ГСБЭП утверждают, что привлечь к ответственности именно за организацию нелегальных лотерей сложно. По той причине, что в Уголовном кодексе республики нет такой статьи.

Между тем стоит отметить, что изменения в закон "О лотереях" вносятся регулярно. Последний раз президент страны Алмазбек Атамбаев одобрил их в 2013 году.

Сегодня принятие новых поправок инициировали уже депутаты парламента КР. Они предложили,

прежде всего, ввести уголовную ответственность за организацию "левых" лотерейных компаний и за подделку билетов.

Кроме того, законодатели полагают, что страна нуждается в контролирующем органе, который будет отслеживать всю лотерейную деятельность в Киргизии.

В законопроекте речь идет об установлении конкретных требований к лотерейным компаниям и изменении размера их уставного капитала. Он должен будет составлять не менее 10 миллионов сомов. На данный момент размер этой суммы не является фиксированным.

Изменения коснутся и процесса лицензирования лотерейной деятельности. Депутаты полагают, что разрешение на ее ведение должно иметь временные рамки. Разрабатывая эту норму, киргизские парламентарии опирались на опыт России и Казахстана, в которых такие лицензии выдаются на 10 лет.

Кроме внесения поправок в уголовное законодательство, предлагается пересмотреть и механизм формирования призового фонда. По мнению народных избранников, он должен составлять не менее 50 процентов от общей суммы розничной стоимости выпущенных лотерейных билетов.

При этом минимальный размер призового фонда для тиражных и мгновенных лотерей должен быть не меньше 20 миллионов сомов.

Во время общественного обсуждения законопроекта вознили вопросы относительно уплаты налогов "лотерейщиками". По мнению нардепов, раз деятельность некоторых таких компаний недостаточно прозрачна, то не исключено, что и обязательные платежи в бюджет они производят не в полном объеме.

По официальной информации, лотерейные компании с одного тиража оплачивают налоги в размере от 6 до 11 процентов от суммы выручки. Эти данные в парламенте поставили под сомнение и дали поручение государственной налоговой службе их проверить.

Между тем предлагаемые депутатами поправки вызвали много споров и негативных откликов, и прежде всего от представителей самих лотерейных компаний. Последние утверждают, что пересмотр законодательства может негативно отразиться на лотерейной деятельности вообще.

Компетентно

Дастан Бекешев, депутат парламента КР:

- Понятно, что лотерея - игра, основанная на риске. Но поскольку ее участниками являются граждане страны и она не запрещена законом, то требуется более четкое регулирование деятельности лотерейных компаний, а также установление более стабильной рыночной среды для субъектов лотерейных отношений. В действующих нормативно-правовых актах имеются серьезные упущения. В частности, отсутствует конкретная регламентация порядка ведения лотерейной деятельности в целом. Нет конкретного перечня требований к ее субъектам, не указан порядок распределения доходов между призовым фондом и другими выплатами.

Кроме того, ответственность организаторов лотереи нигде не оговоривается. Также некоторые нормативно-правовые акты предъявляют двойные требования к формированию призового фонда. Согласно одним, он должен быть сформирован в размере не менее 50 и не более 75 процентов от выручки, полученной от проведения лотереи. Согласно другим, для тиражных лотерей он должен составлять не менее пяти тысяч сомов, а для мгновенных лотерей - не менее 100 тысяч.