Эльвира Кубанычбековна, прежде чем узнать у вас подробности предстоящей реформы пенсионной системы КР, хотелось бы понять, как сегодня в респуб-лике начисляют пенсии.
Эльвира Сариева: В настоящее время пенсии киргизстанцев формируются из нескольких составляющих. Первая - базовая. Это гарантированная социальная помощь государства, которая выплачивается из госбюджета. Сейчас она составляет 1500 сомов при наличии 25-летнего трудо-вого стажа у мужчин, а у женщин - 20-летнего. На эти цели выделяется внушительная сумма, так как в стране насчитывается около 580 тысяч пенсионеров.
Вторая составляющая - страховая. Она, в свою очередь, делится на две части. Одна начисляется соответственно размеру заработной платы за любые проработанные подряд 60 месяцев до 1996 года. Другая формируется из суммы страховых взносов на индивидуальном счете гражданина после введения персонифицированного учета, то есть с 1996 года.
В будущем будет еще и третья часть - накопительная. Пока ее никому не выплачивают. Она только формируется и инвестируется. Этот компонент - два процента от заработной платы - ввели в 2010 году. Стоит отметить, что такие отчисления делают не все работающие граждане КР. В формировании накопительной части пенсии участвуют мужчины и женщины, которым до пенсии остается более 10 лет. За меньший срок накопить ощутимый капитал на счете невозможно. К тому же национальные фондовые рынки недостаточно развиты, чтобы инвестировать в них, а затем получать ощутимый доход за малый срок. Все-таки пенсионные средства являются долгосрочными активами, доходность которых можно будет оценить только через 15-20 лет.
Таким образом в Киргизии действует многоуровневая пенсионная система, включающая в себя условно-накопительную (солидарную), накопительную составляющие, а также добровольное частное пенсионное страхование. Основной плюс в том, что благодаря такой многокомпонентности повышается ее финансовая устойчивость и защищенность от различных рисков, в том числе и демографического характера. На сегодняшний день такая структура признана самой оптимальной в мире всеми международными организациями, которые специализируются на вопросах социального обеспечения и пенсионного страхования.
C заработных плат в Социальный фонд КР отчисляются немалые суммы. Естественно, они накапливаются. Но неизвестно, как используются, чтобы не лежали мертвым грузом, уменьшаясь от инфляции.
Эльвира Сариева: Если речь идет о средствах условно-накопительной составляющей системы, то они сразу же направляются на текущие выплаты пенсий. Однако вся информация при этом заносится на личные страховые счета граждан и накапливается в виде обязательств перед будущими пенсионерами. То есть когда подойдет ваш срок выхода на пенсию, на основе этих данных она вам и будет начисляться. Именно поэтому Соцфонд каждый год направляет гражданам, которые делают отчисления, полную информацию по их выплатам. Таким образом, вы можете отслеживать, какая из организаций, в которой вы работали, делала отчисления и какая у вас будет пенсия.
Если же речь идет о накопительной части пенсии, то эти средства не направляются на текущие выплаты, а инвестируются. С каждым годом они вместе с инвестиционными доходами накапливаются и к моменту выхода на пенсию будут выплачены.
Кроме того, эти накопления могут наследоваться или же быть выплачены, если гражданин выезжает из страны на постоянное место жительства в другое государство. Средства накопительной составляющей сегодня не лежат мертвым грузом, как вы выразились, они инвестируются в государственные ценные бумаги и размещаются на депозитах банков. Это ежегодно приносит доход, превышающий уровень инфляции в стране.
Можно ли сегодня доверять негосударственным пенсионным фондам? Гарантируется ли безопасность их работы или сотрудничать с НПФ приходится на свой страх и риск?
Эльвира Сариева: Надо признать, что рынок негосударственных пенсионных услуг в КР пока развит слабо. Закон "О негосударственных пенсионных фондах" приняли еще в 2001 году. Несмотря на это, в настоящее время существует всего один такой фонд. Главная причина - низкие доходы населения и недоверие к частным финансовым организациям. Увы, масштабы частных пенсионных накоплений в экономике остаются более чем незначительными.
Поэтому реформа пенсионной системы предусматривает и меры по развитию негосударственных фондов. Надо отметить, что в новой пенсионной концепции впервые показано их значение. Полноценная и надежная работа фондов не только повысит общий уровень пенсионного обеспечения в стране, но и поможет внутреннему инвестиционному рынку и повысит финансовую грамотность населения.
Какова на данный момент ситуация с пенсиями киргизстанцев, работающих за рубежом?
Эльвира Сариева: Еще в 1992 году страны СНГ заключили соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения. Согласно ему, за пенсионное обеспечение отвечает государство, его предоставляющее, а взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Документ в свое время подписали Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. То есть в любой из этих стран ваше право на пенсию подтверждается вашим стажем работы до 1992 года. Последующие годы, увы, в расчет уже не берутся. Это касается как действующих пенсионеров, так и граждан предпенсионного возраста.
Для киргизстанцев, которые в данное время трудятся за пределами республики, вопрос пенсионного обеспечения - один из самых злободневных. Вполне реально, что после возвращения на родину они останутся без пенсий, так как не делали отчислений в Социальный фонд.
В настоящее время совместно с российской стороной - именно в Россию выезжает в поисках работы большинство граждан КР - разрабатывается проект договора о сотрудничестве в области социального страхования. Документ предусматривает перевод выплат киргизстанцам и россиянам по месту постоянного проживания по принципу пропорциональности. Последний подразумевает, что РФ и КР начисляют и выплачивают пенсии своим гражданам в соответствии с трудовым стажем, полученным на территории Киргизии или России, и согласно местному законодательству.
Но этот договор находится в стадии разработки, и его подписание зависит от множества объективных факторов, в том числе от финансовых возможностей государства. Важно понять, что успех в этом деле зависит не только и не столько от желания киргизской стороны. Подобные переговоры всегда проходят тяжело и занимают много времени.
Отмечу, Социальный фонд КР обязательно будет и дальше искать выход из этой ситуации, но хотелось бы, чтобы и сами киргизстанцы не оставались равнодушными к своей судьбе и пользовались существующими способами добровольной уплаты страховых взносов. Каждый гражданин Киргизии, работающий за рубежом, может лично сам за себя отчислять страховые взносы в Соцфонд республики ежемесячно в размере не менее восьми процентов от средней заработной платы по республике.
В данное время мы работаем над упрощением механизма уплаты страховых взносов, чтобы сама процедура была несложной и максимально доступной для трудовых мигрантов.
Вы заявили, что в правительстве уже приступили к определению основных направлений будущей реформы пенсионной системы страны. Какими они будут?
Эльвира Сариева: В концепции реформы пенсионной системы Социальный фонд впервые открыто указывает на серьезные перекосы, которые имеются в пенсионной политике государства. Соцфонд изначально формировался с целью оградить слабый бюджет страны от бремени пенсионной системы. В те времена отчисления из республиканского бюджета составляли в среднем три процента. С 2008 повысилась базовая часть пенсии, началось ее финансирование из бюджета. Сегодня 90 процентов базовой части пенсии гарантированно выплачивается из госказны.
У нас теперь нет задержек с выплатами пенсий, но сумма трансфертов в Соцфонд составляет порядка 18 процентов, а это значимая цифра, которая снижает его обязательства. К этому надо добавить, что в республике сегодня на одного пенсионера - 1,2 плательщика, хотя должно быть не менее трех. При этом 60 процентов экономически активного населения страны платит в Соцфонд всего три процента от всех страховых взносов. И при этом планирует в будущем получать пенсии. Эта ситуация создает перекосы в пенсионной системе и является признаком того, что Соцфонд, сформированный для сбора, накопления и отчисления средств, практически не отвечает за свои обязательства перед пенсионерами, перекладывает эту ответственность на республиканский бюджет.
Реформировать это будет достаточно сложно. Мы обязаны выплачивать пенсию вовремя, и все действия должны быть продуманными. Именно поэтому Соцфонду поручено обратить внимание на привлечение плательщиков и повышение эффективности администрирования сборов.
Главная цель реформы - повышение общего уровня системы пенсионного обеспечения, усиление ее эффективности и справедливости. Это подразумевает, в том числе, совершенствование тарифной политики социального страхования. В настоящее время практически всю нагрузку по соцстрахованию несет на себе организованный сектор республиканской экономики - чуть более половины занятого населения страны вносят 97 процентов поступлений в Социальный фонд.
А сельские товаропроизводители и индивидуальные предприниматели (работающие по патенту), то есть около 40 процентов занятых в экономике работающих граждан КР, обеспечивают всего три процента поступлений. Этот разрыв необходимо сократить. Уже сейчас принимаются решения с целью изменения страховых выплат для сельских товаропроизводителей, где в зависимости от размера участка будет увеличиватся объем страховых взносов.
Следующими шагами станут повышение эффективности расходов республиканского бюджета на пенсии, усиление страховых принципов в пенсионной системе, развитие рынка негосударственных пенсионных услуг и пенсионное обеспечение трудовых мигрантов.
В качестве основной сохранится условно-накопительная система, доля которой будет преобладать в общем размере пенсии и носить всеобщий и обязательный характер для всех граждан КР. Накопительный же компонент, как обязательный, так и добровольный, станет играть роль дополнительного "бонуса" к основному размеру пенсии.
Между тем
В 2015 году дотации из бюджета на выплату пенсий возрастут с 15 до 17,5 миллиарда сомов. Об этом заявлено на совещании по реформированию Соцфонда и пенсионной системы КР. По словам премьер-министра Джоомарта Оторбаева, Социальный фонд сегодня не справляется с функцией сбора страховых отчислений. "Около 52 процентов объема заработных плат выплачивается сегодня "в конвертах". По-этому в мае правительство приняло решение передать функции сбора социальных платежей в налоговые органы - соответствующий законопроект уже разработан. Таким образом мы избежим дублирования и усилим администрирование сборов", - сказал Джоомарт Оторбаев.