- С одной стороны, вступление в ТС открывает большой рынок сбыта продукции, который может принять до 60 процентов экспорта республики, - полагает он. - При этом существенно повысятся объемы грузоперевозок как внутри страны республики, так и за ее пределами. Однако есть риск, что зарубежные конкуренты вытеснят киргизстанских перевозчиков.
По словам Темирбека Шабданалиева, российские и казахстанские транспортные предприятия уже открывают филиалы в Киргизии. "Но киргизские дальнобойщики не смогут конкурировать с россиянами и казахами, потому что большинство наших ездит на старых грузовиках. Россияне и казахи перевозят грузы на современных, более вместительных и комфортных машинах. Киргизия может выиграть от появления иностранных транспортных компаний с новыми автомашинами - будут внедряться новые методы организации грузоперевозок. Однако такая конкуренция может оставить без работы несколько десятков тысяч работников отечественных компаний-перевозчиков", - сказал глава АГ.
В ассоциации отмечают: транспортные компании КР развиты слабо.
- Из всей этой массы современные грузовики есть лишь примерно у пяти тысяч перевозчиков, - заявил Темирбек Шабданалиев. - Они останутся на рынке, остальные конкуренции не выдержат. Последних, скорее всего, наймут в качестве водителей и обслуживающего персонала иностранные компании. Однако зарубежные предприятия работают по международным стандартам, требующим оформления многих документов, которых у киргизстанцев нет. Кроме того, работа в компаниях менее выгодна, чем индивидуальные перевозки.
Однако частный бизнес уверен: грузоперевозчики сгущают краски. И вступление КР в Таможенный союз лишь заставит киргизстанские транспортные компании работать по международным стандартам и обзавестись новой техникой.
- Не так давно Ассоциация грузоперевозчиков вывела водителей на митинг с перекрытием автодорог, - рассказал "РГ" президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев. - Они требовали, чтобы иностранные перевозчики на границе Киргизии перегружали товар в грузовики киргизстанских водителей. Однако ни сохранности продукции, ни доставки не гарантировали. Естественно, бизнес не пошел у них на поводу и продолжил пользоваться услугами иностранных перевозчиков, работающих по международным стандартам.
По словам предпринимателей, подавляющее большинство водителей, входящих в АГ, действительно ездит на произведенных еще в СССР автомобилях. Они не страхуют перевозимый товар, не обеспечивают его стоимость специальным депозитом на случай чрезвычайных ситуаций. И чаще всего такие шоферы даже не рискуют выезжать за границы Киргизии из-за плачевного технического состояния машин. Их традиционная коммерческая ниша - междугородные и межобластные перевозки по республике.
- При вступлении в ТС из этой ниши их никто выдавливать не станет, - отметил Сергей Пономарев. - Ежегодно по стране транспортируются огромные объемы сельхозтоваров, продуктов питания, стройматериалов и другого товара. Претендовать на эти небольшие перевозки крупные иностранные фирмы не станут.