В Уфе прошла премьера "Отцов и детей"

Премьера "Отцов и детей" в Русском государственном академическом драматическом театре РБ стала крупным событием в культурной жизни Уфы и блестящим началом нового сезона.

Театр давно вел переговоры о постановке какого-либо произведения русской классики с режиссером из Санкт-Петербурга Петром Шерешевским, и наконец выбор пал на Тургенева. Сценарий по знаменитому роману Петр Шерешевский написал сам. Все диалоги в нем подлинные. Изменен лишь порядок действий: спектакль начинается не с приезда Аркадия Кирсанова с Евгением Базаровым в имение к отцу, а со сцены, где Базаров понимает, что он обречен.

- Умирающий Базаров пытается пересмотреть свою жизнь, прожить ее в своем сознании заново и не совершить ошибок. Но не может вырваться из прокрустова ложа собственной самости и эгоизма, - говорит режиссер. - Мы исследуем  жизнь человеческого духа, противоречия, с которыми сталкивается каждый, пытаясь осознать, зачем он пришел в этот мир.

Кстати, в это исследование вовлечены все актеры, участвующие в спектакле. Режиссер не навязывал им свою волю, а давал возможность сотворчества, чем они охотно воспользовались.

Главный философский вопрос, поставленный в спектакле, - на что потратить свою жизнь? Ответ на него зрителям предлагается найти самостоятельно, так как театр рецептов не дает.

- Этот вопрос актуален для человека любого возраста и любого мировоззрения, - уверен Петр Шерешевский. - Что является фатальной ошибкой, а что - малодушием, если не идешь по предначертанному пути? Что первично: дух человеческий или социальная миссия, неизбежно приводящая к некоему внутреннему вождизму, агрессии по отношению к другим?

Спектакль получился острым, ярким и очень современным. Оказалось, что все, о чем спорили в нашей стране думающие люди во второй половине XIX века, созвучно дню сегодняшнему. И том, какой путь следует избрать России, чтобы двигаться дальше, и об отношениях разных поколений, и о жизненных приоритетах, и об авторитетах, и о том, что есть истинный патриотизм и зачем человеку свобода. При том, что все эти темы четко обозначены и выразительно отыграны с использованием максимального набора средств режиссерских и сценических решений, спектакль получился о любви.

Она присутствует как движущая сила поступков героев и предстает во всех формах проявления. От безусловной родительской и родственной любви к новорожденному ребенку и детям, уже выросшим (Кирсановы и Базаровы) и влюбленности (Аркадий Кирсанов и Катя) до всепоглощающей страсти, которая толкает мужчин и женщин на отчаянные поступки (сюда с разной степенью вовлеченности относятся главные персонажи романа). Не обошлось при этом без постельных сцен и частичного обнажения, что, впрочем, смотрится не пошло.

Принять любовь как дар судьбы или бежать от нее как от чумы? Каждый решает дилемму сам, и зритель с интересом наблюдает за этим подчас мучительным процессом, невольно примеряя ситуацию к себе.

Смысл нового прочтения в том, что тургеневская история проецируется на наше сегодняшнее мировосприятие. И находит отражение в очень понятных современному человеку формах. Спор "отцов и детей" передается в виде диспута, с микрофонами и аплодисментами. Как будто иллюстрируя поговорку про чертей в тихом омуте, весь свой негатив отвергнутая Базаровым внешне сдержанная Одинцова вкладывает в бешеный танец с элементами акробатики. Даже трудно предположить столько страсти в хрупкой блондинке, которую играет вернувшаяся в русдрамтеатр Анна Бурмистрова.

Типажи узнаваемы - нигилист Базаров очень напоминает радикалов новой волны даже внешне. Он с лысым черепом (по просьбе режиссера Руслан Бельский специально сбрил волосы), в кожаной куртке и берцах. Аркадий Кирсанов - типичный "мажор". Старшие Кирсановы - Николай и Павел Петровичи (Владимир Латыпов-Догадов и Александр Федеряев) - за щегольством и самоуверенностью пытаются скрыть страх перед неведомой разрушительной силой молодого поколения.

Особо следует отметить сценографию - художник Анвар Гумаров из Санкт-Петербурга использовал лаконичные, но символичные декорации. Например, черный квадрат в центре задника сцены, который вдруг превращается в столовую домика Базаровых, и то, что там происходит, публика наблюдает на   видеопроекции (художник по видео - Александр Малышев).

По мере разворачивания сюжета прослеживаются судьбы всех персонажей. Они  ищут смысл своего существования и не находят, сталкиваясь с внутренней пустотой, которую стремятся заполнить. Старшее поколение - цепляясь за устоявшиеся традиции и критикуя молодежь, молодежь - отрицая устои и упиваясь собственной силой, ведь ей кажется, что она может горы своротить. Эмансипе Кукшина - эпатируя общество своими идеями, Одинцова - пытаясь полюбить, но "на равных": взял мою жизнь - отдай свою. Примечательно, что среди действующих лиц нет второстепенных. Все одинаково важны. Два актера  - Вячеслав Виноградов и Андрей Поведский - играют несколько ролей: Кукшину и Ситникова, слуг и даже собак, а заодно выполняют функции рабочих сцены и танцоров.

Спектакль трехактный и длится 3,5 часа, но из зала никто не уходит - публике интересно, а как пойдет дальше? Именно "как", а не "что", ведь содержание тургеневского произведения знакомо в той или иной степени всем.

Происходящее на сцене ни на минуту не отпускает внимания. На это работает и довольно пестрый звуковой ряд (от "Там, где клен шумит" до "Рамштайна"), и визуальный, в котором использовано даже видео. Интересны костюмы (художник Елена Громова). Например, у Одинцовой три платья одного фасона, но разных цветов. В первом акте она появляется в обольстительно красном, во втором, после реплики Базарова о том, что ни один естествоиспытатель не станет изучать отдельную лягушку, - в зеленом, а в третьем - в белом (это и символ несостояшейся любви, и предстоящего брака, ведь в романе, как мы знаем, она снова выйдет замуж).

Билеты на предстоящие несколько показов "Отцов и детей" уже раскуплены. И этот факт доказывает то, что уфимский зритель готов к серьезному размышлению.