Владельцы участков у тюменского аэропорта могут остаться без домов

Оформление охранных зон вокруг тюменского аэропорта Рощино обернулось головной болью для многих жителей. Более 800 земельных участков оказались в зоне, где жилищное строительство ограничено либо вовсе запрещено. Люди в замешательстве: где-то строительство планируется, а где-то уже возводятся дома.

Компания, проводившая работу по внесению сведений об охранных зонах аэропорта в государственный кадастр недвижимости, официально опубликовала список участков, попавших в запретную зону, на своем сайте. В основном это сельхозземли - для их собственников новость некритична. Однако участков, выделенных под строительство, в списке тоже немало. Специалисты поясняют: тем, чьи дома уже построены и оформлены должным образом, беспокоиться не стоит. Закон не имеет обратной силы, а значит, сносить дом никто не будет. А вот тех индивидуальных застройщиков, у кого процесс в разгаре, может ожидать неприятный сюрприз. Если до 1 марта 2015 года, пока действует дачная амнистия, начатые постройки не ввести в эксплуатацию, то потом их уже не оформить.

Территориально большая часть таких земель относится к областному центру, а также селу Луговому, где сейчас ведется активное строительство. До звонка корреспондента "РГ" в сельской администрации этот вопрос, похоже, вообще не поднимали, сразу заверили: все проблемные земли - за пределами муниципального образования. Но позже, проанализировав список, признали, что часть луговских участков все же попала в запретную зону. Ситуация, надеются чиновники, прояснится, когда вопросом озадачатся сами собственники.

Большинство владельцев еще не ведает, что у них возникла проблема. Но те, кто узнал, пытаются найти выход из ситуации.

- Люди обращаются за консультацией, - рассказывает автор популярного среди владельцев загородного жилья портала "ЗаТюмень" Анастасия Баннова. - Все, что мы можем в этой ситуации посоветовать, - использовать технологии быстрого возведения домов. Подсказываем заслуживающих доверия застройщиков. Иначе велика вероятность, что участок потом можно будет использовать только под картошку.

Ситуацию усугубляет приближающаяся зима, уменьшающая шансы землевладельцев достроить и оформить дома.

Есть, конечно, и другой выход - попытаться сбыть участок. Спровоцирует ли сложившаяся ситуация массовую продажу земель вокруг аэропорта, риелторы пока прогнозировать не берутся. Заместитель гендиректора по рынку загородной недвижимости одного из ведущих риелторских агентств города Аюр Ербактанов отмечает, что пока паники не наблюдается и ценник на землю в районе держится на достаточно высоком уровне - около 100 тысяч рублей за сотку.

Опять же, продать такой участок - значит обмануть покупателя. Последним специалисты советуют быть предельно внимательными. Кадастровые номера попавших в запретную зону участков известны, а публичная кадастровая карта находится в открытом доступе. Кроме того, даже если у собственника уже есть кадастровый паспорт на землю, юристы рекомендуют заказать новый, в котором будет указано, наложено ли на участок обременение.

- Крупных участков, которые продаются под брендами элитных коттеджных поселков, проблема вроде бы не коснулась. Некоторые девелоперы поспешили публично заверить, что с их землями все в порядке. Но все равно нужно тщательно проверять документы, поскольку у нас вообще странная ситуация на земельном рынке: нередко продаются участки якобы в коттеджном поселке, а на самом деле земля имеет статус сельхозназначения, следовательно, строительство жилья там запрещено, - поясняет Анастасия Баннова.

Кстати, почти все земли вокруг аэропорта раньше тоже относились к сельхозугодьям. Когда и каким образом здесь сформированы участки под застройку, выяснить сложно. Люди охотно покупали их из-за близости к городу и невысокой цены. Но в итоге, получается, наказали сами себя.

Юристы и представители аэропорта поясняют: оформление охранных зон - общепринятая практика, они существуют вокруг всех значимых или опасных объектов, будь то завод, ЛЭП, свалка, кладбище, с целью обеспечения безопасности. Постановление "Об установлении размера санитарно-защитной зоны международного аэропорта Тюмень" подписано главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля текущего года. Но почему близость к аэропорту не была учтена раньше, при разработке генплана территории, непонятно.

Последнее, кстати, компетенция властей. По словам главного специалиста администрации Кулаковского МО, к которой относится село Луговое, Дениса Кулакова, проект планировки и межевания территории утверждался через градостроительный отдел, выносился на публичные слушания. Процедура была достаточно долгой, но вопрос близости аэропорта почему-то не поднимался.