Сегодня каждый уважающий себя региональный город-миллионник стремится иметь свой даун-таун из стекла и бетона, не остался в стороне от модного тренда и Екатеринбург. Екатеринбург-сити начали возводить в 2006 году. В 2009-м открылся пятизвездочный отель Hyatt, но затем от первоначального варианта развития квартала пришлось отказаться из-за кризиса. Реализация новой концепции рассчитана на 20 лет.
На макете сити бросаются в глаза башни-близнецы высотой 230 метров, как будто обнимающие друг друга. Перемычка между ними, по словам авторов проекта, необходима с технической точки зрения, при этом ее можно использовать как "воздушный" переход. Сверхкомпактные формы и максимум естественного освещения - "двойняшки" будут использоваться как комплекс апартаментов. Офисные высотки взметнутся еще выше - на 250-300 метров. Для сравнения: самый высокий действующий небоскреб в Екатеринбурге сейчас насчитывает 52 этажа (189 метров). Пространство в центре квартала предназначено под досуговые заведения, рестораны и т.п. Его особенность - прозрачная крыша в форме кристалла. Для удобства автомобилистов соорудят подземный паркинг на 4,5 тысячи мест.
По словам директора по капстроительству УГМК-Холдинга Сергея Ерыпалова, каждое здание - это вброс на рынок 40-200 тысяч квадратных метров площадей. Поэтому вводиться они будут, скорее, поэтапно, чем параллельно. Это позволит также постоянно актуализировать используемые технологии в сфере энергоэффективности и автоматизации управления. Главная задача - обеспечить наполняемость небоскребов и избежать ошибок западных городов, где сити по вечерам буквально вымирают.
В кулуарах форума довелось услышать разные мнения о будущем Екатеринбург-сити. Кто-то осторожно покритиковал аскетичную архитектуру проекта, кто-то предположил, что видоизмененная концепция войдет в диссонанс с высотками на противоположной стороне улицы Бориса Ельцина, но в целом идею одобрили. Нам как непрофессионалам тоже показалось, что по внешнему облику квартал скучноват - никаких башен-спиралей, "падающих" конструкций и горизонтальных небоскребов, которые демонстрировали зарубежные гости, там не будет. Зато оправданно с экономической точки зрения и уральского климата. Что же, поверим профи на слово.
- В сфере высотного строительства создан задел на годы вперед. Трех площадок в центре города достаточно, надо доводить их до ума. Взрывать ситуацию и создавать на Урале высокоплотный Манхэттен нет необходимости. Любой небоскреб - это концентрация инженерных и людских потоков, оказывающая существенное влияние на окружающее пространство, - считает замглавы Екатеринбурга по капитальному строительству Сергей Мямин.
Это означает, что в перспективе небоскребы могут сместиться на окраины. Жилые 25-этажки давно стали привычными в новых микрорайонах. Почему бы вдоль ЕКАДа не появиться и деловым высоткам? Также в качестве альтернативного "делового ядра" могут выступать города-спутники мегаполиса, считает архитектор Алексей Куковякин.
- Нет смысла повторять сити на периферии. На офисы в центре претендуют в основном крупные компании - им класс "А" необходим для поддержания реноме. Малый бизнес может быть рассеян по всей территории города, - парирует сенатор Аркадий Чернецкий, много лет возглавлявший администрацию уральской столицы. - Сегодня экономика высотного строительства не очень ясна, даже если прибыль есть, она не соизмеряется с рисками.
Черту под заочной дискуссией подвел Михаил Смирнов, гендиректор ЗАО "Башня Федерация":
- С точки зрения экономики и строить, и эксплуатировать небоскреб дорого. Но роллс-ройсы тоже дороги, а их все-таки покупают. Думаю, спрос на высотные объекты в нашей стране будет расти, особенно там, где активен бизнес. В Москве многие компании имеют фронт-офис в деловом центре, а бэк-офисы - на окраине.
Андрей Боков, президент Союза архитекторов России:
- Высотное строительство из экзотики постепенно превращается в локомотив отрасли и инструмент капитализации пространств. Сегодня технически реально построить дом хоть в километр высотой, но гонка за этажностью - не главное. Башни должны не просто демонстрировать себя, а формировать новый городской ландшафт. Надо предвидеть будущее. В СССР существовал институт экспериментального проектирования, и, если мы восстановим эту практику, она поможет существенно упростить жизнь высотному строительству. Вместо 17-этажных страшноватых "заборов" страна получит тонкие, изящные решения. Также необходимо в "дорожную карту" включить пункт о внедрении "зеленых стандартов" в строительстве.