Новости

02.10.2014 00:35
Рубрика: В мире

Умерьте аппетит

Столицу переводят на режим жесткой экономии
Глава администрации Бишкека Кубанычбек Кулматов рассказал о насущных проблемах столицы, о том, какие перемены ждут горожан в ближайшем будущем.

О свете и тепле

Кубанычбек Кенешевич, сегодня самый актуальный вопрос - подготовка к зиме. Готов ли город противостоять зимней стуже?

Кубанычбек Кулматов: Нас беспокоит отставание по поставкам угля на ТЭЦ, но, насколько мне известно, эти процессы регулируемые. Так что, думаю, эти проблемы в ближайшее время решатся. Со своей стороны, могу заверить жителей Бишкека - город к зиме готов. У нас начал реализовываться проект "Газпром-Киргизстан" по газификации новостроек, которые находятся вблизи основной газомагистрали. Теперь необходимо активизировать местное население, потому что домовое подключение все-таки будет за счет абонентов. Что касается социальных объектов, они все готовы к отопительному сезону.

Энергетики, тем не менее, уже напугали народ сообщением о массовом отключении электроэнергии и даже теплоснабжения.

Кубанычбек Кулматов: Предстоящей зимой городу действительно не будет хватать электричества, значит, нужно научиться экономить, причем не только для себя, но и для города. Возьмем те же новостройки. Вы там не насчитаете и десятка труб, откуда идет дым. Все отапливаются электричеством. Есть и такие люди, которые просто не хотят возиться с углем и предпочитают пользоваться тэнами. По нашим подсчетам, в Бишкеке 28 тысяч абонентов, у которых есть трехфазный ввод электричества. У них мы будем отключать, обращаю внимание, только одну фазу, а не все. Для приготовления пищи и освещения оставшихся двух вполне хватит. Конечно, многие могут возразить, особенно те, кто добросовестно оплачивает электричество. Но сейчас у нас вот такой форс-мажор. Мы должны организовать энергоснабжение так, чтобы пройти зиму с наименьшими потерями. А в будущем к решению проблем в энергосекторе нужен совершенно новый подход, и он, кстати, уже применялся в Чуйской области. Там были большие проблемы с электричеством. Тогда договорились, что строительство сетей, протяжка кабеля и установка столбов оплачиваются абонентами, но когда эти объекты уже перейдут на баланс ОНО "Северэлектро", энергетики стоимость затрат абонентов будут возмещать электричеством. Кстати, сейчас идет установка новых счетчиков, надеемся, что это положительно скажется на расчетах за электроэнергию. Эта услуга для населения бесплатная и будет осуществляться за счет ОАО "Северэлектро".

О транспорте

Во время забастовки водителей "маршруток" город парализовало. За это никто не ответил, никого не наказали. Нет и гарантии того, что подобная акция протеста не повторится, тем более, что требования водителей так и не были выполнены.

Кубанычбек Кулматов: Считаю, что это была не забастовка, а самый настоящий саботаж. Решать проблемы таким способом - не выход из положения. Я разговаривал с представителями некоторых компаний-перевозчиков, которые сказали, что их вынудили пойти на крайние меры. Дело доходило до рукопашной. На самом деле проблема здесь го-раздо глубже. Я считаю, что городские власти долго закрывали глаза на ситуацию с перевозчиками. Сейчас пытаемся с ними договориться. Надеюсь, компромисс будет найден.

Проблема в том, что микроавтобусы, перевозящие пассажиров по определенному направлению, приравнены у нас к маршрутному такси. Это значит, что в салоне должны быть только сидячие места. Если это так, то существующий на сегодня тариф - 10 сомов - не оправдывает затрат, а себе в убыток никто работать не будет. Однако "бусы" набиваются порой битком. В связи с этим встал вопрос: а чем они отличаются от другого общественного транспорта, того же автобуса большой вместимости? Думаю, что надо пересмотреть технические возможности микроавтобусов. Если у них есть возможность перевозить пассажиров стоя, то нужно им позволить это делать. Но в то же время необходимо потребовать от водителей, чтобы соблюдались все меры безопасности.

Многие читатели убеждены, что вопросы регулирования работы маршрутных такси не решаются потому, что каждый маршрут принадлежит какому-нибудь высокопоставленному чиновнику. Это так?

Кубанычбек Кулматов: С полной уверенностью я этого утверждать не могу, впрочем, как и исключить. Перевозка пассажиров - действительно очень доходный бизнес, и им занимаются многие. Но ведь не в этом суть. Важна сама организация проезда. Нужно, чтобы он был комфортным и безопасным.

А что с дорожной разметкой?

Кубанычбек Кулматов: Увы, в этом году на эти цели было выделено всего два миллиона сомов. Может, это моя ошибка, что заложено мало средств. Но я вступил в должность, когда бюджет уже рассматривался на сессии горсовета. Мы смогли только обозначить пешеходные переходы возле школ, детских садов и крупных торговых центров.

Тем не менее, мы нашли возможность обновить некоторые дорожные знаки. Рассматривали и некоторые варианты применения новых технологий. Например, пластиковую разметку, но по цене она получается просто золотая. К нам приезжали наши коллеги из Оренбурга, я интересовался, как они решают эту задачу. Они сказали, что тоже рассматривали вариант нанесения пластиковой разметки, но получилось дорого. Так что пока остановимся на традиционном способе - будем наносить обозначения краской.

О земле

Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в законодательстве, чтобы городская земля не стала предметом коррупционного торга?

Кубанычбек Кулматов: Этот вопрос самый сложный. Сегодня мы пожинаем плоды прошлых ошибок, и нам важно разграничить полномочия. Сейчас городское строительство контролируют мэрия, Бишкекглавархитектура и еще ряд структур Госстроя. Но, как бывает в таких случаях, у семи нянек дитя без глазу. Чтобы привести все в соответствие, нужна большая законотворческая работа. И, прежде всего, должен быть один ответственный орган, чтобы с него, в случае чего, можно было бы реально спросить за нарушение закона.

Что делается в мэрии, чтобы строительство в городе было упорядочено?

Кубанычбек Кулматов: Сегодня участки под новое строительство уже не выделяются. Большинство компаний возводят свои объекты на территориях, которые перешли в частную собственность. Участки, где ранее располагались детские площадки или зоны отдыха, которые были незаконно перепрофилированы и проданы, мы возвращаем под юрисдикцию местных органов власти. Мы предлагаем территории, которые были выкуплены лет 10 назад, но до сих пор не использовались по назначению, возвращать в муниципальную собственность. Реакция владельцев последовала незамедлительно. Участки тут же оградили, вырыли котлованы - и все. Дальше продолжать строительство нет денег. Мы в этом случае уже ничего сделать не можем.

То есть долгострои, которые уродуют лицо города, и дальше будут мешать горожанам?

Кубанычбек Кулматов: К сожалению, у них есть собственник, и даже если мы обратимся в суд, то проиграем процесс. Поэтому пытаемся хотя бы не допустить повторения ошибок в будущем. Для этого предлагаем внести некоторые изменения в законодательство. Например, в области предоставления земель под строительство в аренду. Те, кто пожелает возводить недвижимость, такую возможность получит, но на определенных условиях. Первые этажи пос-ле введения объекта в эксплуатацию должны будут перейти в муниципальную собственность, а остальные пусть остаются частнику. Мэрия сможет сдавать эти площади в аренду и таким образом пополнять бюджет.

Ключевой вопрос

В городе начинается транспортный коллапс, и пока приходится констатировать, что у мэрии мало возможностей как-то разрулить ситуацию. А в столичной администрации, вместе с тем, не хватает средств на элементарную разметку.

Кубанычбек Кулматов: Премьер-министр поставил нам задачу разработать стратегическое видение развития транспортного направления. Концепция, которую мы предлагаем, сводится к тому, чтобы большую часть перевозок пассажиров осуществляли автобусы и троллейбусы. В прошлые годы было закуп-лено 480 автобусов. Сегодня реально на линии выходят от 170 до 180. Вопрос в рациональности их использования.

Муниципальный транспорт находится на дотации. Я считаю это неправильным. Почему для частника это выгодный бизнес, а для города убытки? По новому плану город поделили на три части, определили стратегические направления так, чтобы въезд в центр был ограничен. Теперь необходимо определить банк, который профинансирует закупку автобусов в лизинг, а часть оплаты за проезд в них будет направляться на погашение кредита. Также рассматривается перспектива введения единого проездного билета для маршрутных такси. Это позволит водителям не отвлекаться от своей работы, а также увеличить налоговые поступ-ления в бюджет города.

В мире экс-СССР Киргизия