На минувшей неделе журналисты, представители общественных организаций и профильных ведомств оценили итоги реализации государственной программы "Доступная среда" в Республике Татарстан. Экспертно-медийный тур организовал Постоянный Комитет Союзного государства при содействии международного информационного агентства "Россия сегодня".
Как в столице Татарстана Казани - городе с более чем тысячелетней историей - удается сочетать богатое архитектурное наследие с самыми высокими стандартами доступности для инвалидов? Город отвечает на этот вопрос буквально с порога вагона, к которому при необходимости подают специальную платформу для перевозки "колясочников". Не составит никакого труда для "колясочника" заглянуть и на вокзал. К старинному зданию, богато украшенному лепниной, ведут пандусы, везде просторные проходы. Причем вокзал также специально адаптирован для инвалидов по зрению и слуху. Дорожки к кассам, выходам, сами перроны обозначены тактильной плиткой, надписи продублированы шрифтом Брайля, установлены индукционные петли, которые усиливают внешние звуки через слуховой аппарат. Словом, даже без сопровождения здесь не растеряешься.
Подобным образом адаптирована среда для инвалидов и в аэропорту Казани, есть там и аналогичная платформа для транспортировки "колясочников". Кстати, сотрудники как железнодорожных, так и воздушных ворот города заверяют: спецтехника не простаивает - пользуются ею регулярно. Буквально накануне встречали участников открытого Кубка России по баскетболу на колясках. Участники экспертно-медийного тура сами могли убедиться, посетив матч за третье место, что в этом виде спорта давно уже нет никаких барьеров и преград. Вышедшие на площадку баскет-холла "Уникс" - также полностью адаптированного для всех категорий инвалидов - московская команда "Фалькон" и "Крылья Барса" из Казани своей зрелищной и напряженной игрой не на шутку увлекли зрителей. Казань, кстати, уже в 6-й раз принимала Кубок России по этому виду спорта, а вот к программе "Доступная среда" город, как и весь Татарстан, присоединился в 2011 году. Поначалу она планировалась на два года, но потом была продлена до 2015-го - и только в нынешнем на нее будет выделено более 520 миллионов российских рублей. Сделано действительно немало, отметила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Ирина Просвирякова:
- Объекты выбирались во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, причем они сами и определяли, что адаптировать в первую очередь. Также мы подготовили специальную карту доступности, на которой видно, какие объекты и в какой степени адаптированы для инвалидов.
Ирина Юльевна обратила внимание, что безбарьерную среду обустраивали для трех категорий инвалидов - с нарушениями зрения, слуха и "колясочников", а сами изменения в здании, будь то пандусы или пониженные пороги, должны были гармонично вплетаться в общий фон. Особенно это касалось объектов культурного назначения с выразительным обликом, например, Большого концертного зала имени С. Сайдашева. Проектировщикам пришлось немало поломать голову, прежде чем проложить удобный путь для инвалидов-"колясочников" к партеру - даже вырубили дыру в стене недалеко от входа, чтобы можно было подняться по служебному лифту и заехать в зал. Новую дверь и вблизи не отличишь от уже имевшихся - кажется, так и было задумано изначально.
Один из акцентов программы "Доступная среда" - на доступности услуг для инвалидов. Чтобы в концертном зале инвалид действительно мог слушать музыку, в больнице - получать всю необходимую медицинскую помощь, в специально оборудованной под его нужды палате. Безусловно, опыт Татарстана в адаптации среды для инвалидов будет полезен и белорусам, заметила главный специалист отдела по делам ветеранов и инвалидов Министерства труда и социальной защиты Беларуси Ева Зубковская:
- В нашей стране также реализуется государственная программа по созданию безбарьерной среды. Сделано и делается многое. Например, общественный транспорт укомплектовывается низкопольными автобусами с громким озвучиванием всех остановок, с бегущей строкой. Звуковым сигналом также сопровождается смена сигналов светофора - в первую очередь в местах, где проживают инвалиды по зрению. Думаю, некоторые идеи, реализованные в Казани, можно будет использовать и у нас.