01.10.2014 23:31
    Поделиться

    Белорусские археологи нашли рыцарские доспехи XVI века

    Древний Мстиславль - как открытый учебник нашей общей истории
    Древний город Мстиславль в белорусско-российском пограничье - как открытый учебник общей истории. Здесь с незапамятных времен переплелись корни россиян и белорусов.

    Об этом свидетельствуют и уникальные археологические находки, в том числе сделанные этим летом, о которых корреспонденту "СОЮЗа" рассказал заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета профессор Игорь Марзалюк:

    - Можно говорить об уникальном комплексе находок, позволяющем проследить за жизнью Мстиславля с Х века, когда он еще был не городом, а поселением, до века XVIII. Увидели мы следы трех пожаров. Один произошел в XII столетии, второй - в 1341 году, когда Ольгерд взял город, и третий датируется серединой XVII века.

    Найдены тысячи раритетов. Что самое интересное?

    Игорь Марзалюк: Безусловно, рыцарские доспехи XVI века, поднятые со дна реки Вихра. Сказать, что это редкость, - не сказать ничего. Панцирей, аналогичных нашему, в музеях Европы насчитывается всего три. А вот шлема, который мы достали из воды, нет нигде в мире вообще. До недавнего времени изображения таких шлемов встречались лишь на древних иконах. Теперь этот защитный головной убор воина можно подержать в руках. Судя по всему, облачение передавалось от отца к сыну - видны следы своего рода подгонки "по размеру". Первоначально считалось, что доспехи принадлежали некоему вельможе. Но сейчас мы на основе анализа, проведенного ведущим оружиеведом Беларуси Юрием Боханом, пришли к выводу, что носил их некий боярин средней руки. Не бедный, но и не принадлежащий к сливкам общества.

    Найдены также чаша для причастия в идеальном состоянии и крест-мощевик. Когда-то такие вещи были популярны среди богатых людей. Внутри хранились фрагменты мощей какого-нибудь святого. Возможно, лежат они и в найденном в Мстиславле. Открывать мы его не стали. Сейчас он находится в том состоянии, как его когда-то уронили. Только покрылся патиной...

    Едва ли не сенсацией можно назвать и берестяную грамоту, уже третью из найденных в Беларуси...

    Игорь Марзалюк: Да, она уникальна. Это не какое-то деловое письмо: связного текста нет вообще. Речь идет, фактически, о древних прописях. Человек учился писать буквы. Видно, что отвлекался - неуверенная дрожащая рука, буквы скачут. В этом и заключается основная прелесть находки. Обнаружили мы и еще один своего рода памятник письменности. На сланцевом пряслице девочка старательно вырезала свое имя - каждая буковка видна.

    И все это обнаружено в одном месте?

    Игорь Марзалюк: Мы зацепили задворки подворья, которое примыкало непосредственно к замку. Здесь явно жил богатый вельможа, приближенный к князю. Судите сами: нашли осколок стекла. Оно такого качества, что непосвященный мог бы подумать, что кто-то из нынешних небедных людей купил бокал знаменитой фирмы и, разбив его, остатки выбросил. Только на просвет видны маленькие пузырьки воздуха, которые говорят о ручной работе. Но качество стекла изумительное - оказалось, это был арабский бокал, расписанный золотом. Такую посуду в XII веке могли позволить себе лишь очень богатые люди.

    Может, на этом месте сделать музей под открытым небом?

    Игорь Марзалюк: Это вполне возможно. Нам повезло - нашли фрагмент крепостного вала. Деревянные конструкции при его возведении засыпались землей, а углы обмазывались глиной. Рядом была деревянная мостовая на улице вдоль защитных сооружений. Поблизости оказалась уникальная лестница с гнутыми перилами, по которой на вал поднимались жители Мстиславля. Это все мы и законсервировали. В задумках сделать из раскопа музей. По идее, рядом должны быть остатки крепостной башни. Но об этом узнаем уже в следующий полевой сезон. А вообще, я считаю, город вполне может стать историко-археологическим заповедником, где и белорусы, и россияне воочию увидят страницы нашей общей истории.

    Досье "СОЮЗА"

    Мстиславль был вторым по значимости городом в Смоленском княжестве. Его основал князь Ростислав Мстиславич, причисленный православной церковью к лику святых. Мстиславский князь Семен Лингвен и его сын Юрий покрыли свои имена славой как участники Грюнвальдской битвы. Их полки сыграли ключевую роль в сражении, не отступили под натиском крестоносцев. В жилах Юрия Семеновича Мстиславского текла кровь двух могущественных династий Восточной Европы - Ольгердовичей-Гедиминовичей и московских Рюриковичей. Его мать Мария была родной дочерью Дмитрия Донского. Из рода мстиславских князей происходит и белорусская Жанна д Арк - Анастасия Слуцкая, принимавшая участие в разгроме крымских татар в начале XVI века.

    Поделиться