02.10.2014 23:40
    Поделиться

    ЦБ готовит сценарий с падением цены на нефть до 60 долларов за баррель

    В октябре цена нефти может снизиться до 89 долларов
    Нефть в конце концов закончится, а до этого успеет серьезно подешеветь. Значит, России надо готовиться, хотя бы на всякий случай, к трудным временам. Эта тема стала снова популярной благодаря ЦБ, который готовит сценарий с падением цены до 60 долларов за баррель.

    Что нас ждет? Есть ли жизнь после нефти? "РГ" пообщалась с экспертами и выяснила, что жизнь есть, более того, она может быть весьма комфортной. Если, конечно, начать заботиться о будущем уже сейчас.

    Но сначала мы выяснили, возможно ли такое падение барреля? Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев вчера публично заявил, что такой сценарий невозможен. Это если брать среднюю цену за год. А в пределах нескольких дней может быть все что угодно, в том числе и 60 долларов, предупредил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. И вот тогда, пусть кратковременно, но настанут суровые времена. "Будет впору говорить о цифрах, близких к кризису 2008 года, и сильной девальвации рубля, - прогнозирует финансовый аналитик Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Пухов. А вот бензин не подешевеет - не ждите, предупреждают эксперты рынка. Дешевую нефть будут в больших объемах гнать за рубеж, чтобы отбить выручку. Потери экспортеров, говорит Пухов, будут более 60 миллиардов.

    В то же время день, когда нефть будет нужна мировой экономике не так остро, как сейчас, не так уж и далек. Причем именно не нужна, так как полностью этот ресурс вряд ли закончится. "Есть шутка одного из министров нефти Саудовской Аравии. Он сказал, что каменный век закончился не потому что закончились камни, и нефтяной закончится не потому, что закончится нефть", - вспоминает Рустам Танкаев. Но нефтяной рынок все-таки умрет к 2030 году, не исключает эксперт. Тогда, по его словам, появятся новые технологии.

    С чем в этой ситуации окажется Россия? "Следующая техническая революция, - говорит руководитель направления "Экономика и финансы" Института современного развития Никита Масленников, по мнению эксперта, будет связана не с тем, как обрабатывать, а с тем, что обрабатывать. Технология в данном случае вторична, главное - найти материал! Когда выдержана вся цепочка от скважины до финального продукта, возрастает добавленная стоимость, начинают появляться целые нефтегазохимические кластеры с перспективой выхода на азиатский рынок, и подобных площадок в России может быть не одна, а три".

    Несмотря на то что другие сектора нашей экономики теоретически не могут конкурировать с нефтегазовым сектором, но при умелой аграрной политике и господдержке мы все-таки могли бы претендовать на роль продовольственной кладовой номер два в мире, уверен Масленников. Не столь туманна цифра в 30 миллионов тонн зерна на экспорт в этом сельхозгоду.

    А сохранить весь потенциал и преумножить его можно будет лишь в том случае, если решатся проблемы с логистикой и машиностроением в сельском хозяйстве. Но без международной кооперации с лидерами в этой сфере серьезное заявление на рынке не сделаешь. Геополитический климат - вещь не такая предсказуемая, как кажется, но от него фактически зависит наше будущее.

    Что касается сегодняшних цен, то экономика подстраивается под глобальные процессы и формирует комфортный ценовой коридор, который удовлетворял бы всех игроков, поясняет Масленников. Если раньше он был выше 100 долларов за баррель, то сейчас это от 94 до 100 долларов. Некоторые аналитики говорят, что в ближайшие недели "дно" достигнет показателя 89 долларов, однако Масленникову в это верится с трудом.

    Кроме того, впереди, 27 ноября, нас ждет заседание ОПЕК, которая может принять решение о сокращении квоты на добычу, так как бюджетам Саудовской Аравии, Нигерии, Ирана и Венесуэлы цена выше 96 долларов за баррель нефти крайне необходима для сбалансированности казны.

    Поделиться