Почему тот выпустил из рук гранату с выдернутой чекой, сейчас не может сказать даже он сам. Случайно, на стрельбах все бывает, видимо, растерялся, так считают сослуживцы. Этот солдат по контракту служит второй год, за это время выполнял упражнения по метанию боевых гранат не менее четырех раз. Вот только на этот осколочная РГД-5 выкатилась из руки уже после того, как он привел ее в боевое положение. На огневом рубеже их было двое - он и старший руководитель стрельб, командир полка внутренних войск города Лесного 40-летний Серик Султангабиев.
- Полковник поступил как настоящий командир, - говорит первый зам. командующего Уральского регионального командования внутренних войск МВД России Тарас Исаков. - На принятие решения у него было от 3 до 4,3 секунды, и он решил прежде всего обезопасить подчиненного.
Офицер среагировал моментально - накрыл младшего сержанта собой при взрыве гранаты (радиус сплошного поражения РГД-5 - 7 метров, осколки разлетаются до 25). Жизнь ему спас бронежилет "Ворон", разработанный для внутренних войск, это признают и врачи: "Защитил внутренние органы, обошлось без патологий. Будь он без жилета - стопроцентно летальный исход". А так - ряд проникающих ранений конечностей и головы: черепно-мозговая травма, открытый перелом левой голени, повреждение левого глаза. Кроме того, пришлось ампутировать два пальца на правой руке.
Грамотно отработала фельдшер, присутствующая на стрельбах, - поставила промедол, чтобы смягчить последствия болевого шока. Дежурящая на стрельбище "скорая" за 15 минут доставила раненого в медсанчасть. В это время из Екатеринбурга вылетел Ми-8 с бригадой врачей госпиталя Уральского командования внутренних войск. До Лесного 300 км, 40 минут по воздуху. Ведущие специалисты госпиталя хирург, нейрохирург и реаниматолог имеют боевой опыт, бывали в командировках на Северном Кавказе, с тяжелыми осколочными ранениями им приходилось сталкиваться и раньше.
Полковника оперировали 5 часов, после чего ввели в состояние искусственной комы. У спасенного им солдата, получившего после ЧП нервный срыв, диагностировали осколочные ранения мягких тканей ног, что оценивается как легкий вред здоровью, он проходит лечение в той же медсанчасти.
- Да какие ему взыскания, - говорит замкомандующего генерал-майор Исаков. - Он и так получил душевную травму. Сейчас с ним работают психологи.
- Я думаю, что в случае полковника Султангабиева прогноз благоприятный, - сообщил начальник 5-го военно-клинического госпиталя Виктор Лях. - Динамика в норме. Как только его состояние стабилизируется, санитарным бортом доставим в Екатеринбург, в наш госпиталь, где он пройдет лечение и реабилитацию.
Рядом с раненым находится его супруга Екатерина, которая служит в той же части, и 16-летний сын Руслан. Из Казахстана к нему собираются брат с сестрой.
Серик родился, вырос и закончил школу в Введенке - небольшом казахстанском селе, в семье, где было 6 детей. После школы поступил в Челябинское танковое училище, в 1994-м начал службу командиром разведвзвода. Служил на Северном Кавказе - в Аргуне, Шали. В войсках минобороны дослужился до командира мотострелкового батальона, затем окончил академию им. Фрунзе. В 2009-м продолжил службу во внутренних войсках МВД, имея за плечами боевой опыт и боевые награды - медали "За отвагу" и "За заслуги перед Отечеством". Командовал спецбатальоном в Екатеринбурге. Три месяца назад назначен командиром части по охране важных государственных объектов, получил звание полковника.
- На службе погиб мой единственный сын, но я никогда не ругала военных. Я горжусь нашей армией, потому что там служат такие люди как Серик Султангабиев, - говорит сопредседатель областного комитета солдатских матерей Венера Данилюк. - Командир воинской части прикрыл собой солдата - от этой истории мороз по коже! Мы решили ходатайствовать о присуждении полковнику самой высокой награды. Молимся за него.
Полковник Султангабиев представлен к ордену Мужества, сообщает уральский портал 66.ru. Решение о награждении приняло уральское региональное командование Внутренних войск МВД России.