Врачеватель душ
О Георгии Коссове ходит много легенд, и на Орловщине редко сыщешь человека, который не слышал бы этого имени. Его называли пастырем и подвижником. "За послушание и великие труды Господь наградил его даром прозорливости и целительства. По его молитвам исцелялись больные и бесноватые. К нему посылали страждущих Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы. А когда начались гонения на Церковь, и Оптина Пустынь была закрыта, тысячи богомольцев устремились к отцу Георгию. Так глухой деревенский приход стал всероссийской духовной лечебницей".
Приход располагался в небольшом селе Спас-Чекряк недалеко от Болхова. Место это удивительно красивое, тихое и на самом деле благословенное. По мнению краеведов, название село получило от татар в те времена, когда тут буйствовали ордынцы. По одной из версий, "Чекряк" означает "непроходимое урочище". А "Спас" позже прибавили православные. Еще говорят, что когда-то, до ордынского нашествия, здесь было языческое капище. И будто бы первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю.
Спас-Чекряк впервые упомянут в 1647 году, но село в ту пору уже существовало не первый год, в нем стояла церковь. Георгий Коссов прибыл сюда два с половиной века спустя, в 1884 году по окончании семинарии. Село было бедным, и священник, видимо, приуныл. Столкнувшись с трудностями, он попросил благословения у преподобного Амвросия Оптинского на смену прихода, Но старец благословил его на возведение каменного храма вместо обветшавшего деревянного.
В книге исторических очерков о Болховском крае за авторством диакона Александра Берташа, Наталии Живолуп и Екатерины Казаковой приведена версия ответа, который старец дал отцу Георгию: "Ты иерей, что такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, да каменный, да теплый, да полы в нем чтобы были деревянные: больных привозить будут, так чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!".
Вернулся отец Георгий и стал жить так, что жизнь его последующую назвали подвигом. Он открыл кирпичный завод и пасеку, слесарную мастерскую, а на вырученные деньги не только каменный храм возвел, но и построил больницу, приют для сирот, дом для приезжих, пять церковно-приходских школ и интернат. Люди шли к нему тысячами. Верили, что обладал он даром чудесного исцеления и просветления души. После революции 1917 года дважды его арестовывали, но дважды же и отпускали.
Умер Георгий Коссов в 1928 году в возрасте 73-х лет от тяжелой болезни. Могила его расположена в Спас-Чекряке. В советские годы не раз пытались ее сровнять с землей и стереть из памяти, да люди не позволили. Правда, лишь в начале 1980-х появились там простенькие памятник и оградка. В 2000 году Георгия Коссова канонизировали в чине священноисповедника. Мощи его теперь хранятся в Спасо-Преображенском соборе Болхова. И когда в память о священнике проходит крестный ход, то раку с мощами несут впереди.
Загадай желание
От прежнего Спас-Чекряка теперь мало что осталось. Давно уж, лет 70-80, нет выстроенной Коссовым Преображенской церкви, разобранной перед войной на кирпичи. Не осталось школ. И все же здесь еще живут люди, а сколько приезжает их сюда, страждущих, ищущих, с верою и надеждою... Официально Спас-Чекряк ежегодно посещают до двух тысяч туристов, большей частью паломники. Но многие, если не большинство, добираются не туром, а своим ходом, и сколько их набирается за год - кто знает.
Особенно много здесь бывает гостей из Санкт-Петербурга и Москвы. От трассы до могучего соснового бора, в котором прячется часовенка, купель и святой колодец, надо преодолеть по проселку около километра. Но когда пройдет сильный дождь, не каждая машина осилит этот путь. Люди не ропщут и идут пешком, и каждый несет в Спас-Чекряк сокровенное. Ведь едут, идут сюда за исцелением, за искуплением грехов. А кто-то просит удачи в делах или молится за другого, близкого или дальнего, за его удачу, за добрый путь, за мир и счастье.
Люди даже ведут себя здесь иначе. Все вдруг становятся кроткими. "Здравствуйте! Здравствуйте!", - тихо раздается при встрече незнакомых людей. Такой теплой интонации не услышишь в городе, но здесь горожане словно преображаются. По очереди подходят к колодцу. Считается, что воды из него надо отведать обязательно, есть кружки и ковши, и следует загадать при этом желание. Вода в колодце удивительно вкусная, всегда хрустально чистая и ледяная. Ее набирают, увозят с собой, некоторые десятками литров. И пьют по утрам, перед завтраком, сразу после сна, загадывая желание или совершая молитву. В Спас-Чекряк приезжают не только верующие, но и атеисты, и каждый увозит с собой что-то особенное.
Глоток воды из колодца
Спас-Чекряк вкупе с Болховом мог бы стать отличным туристическим центром. Такие планы вынашиваются много лет. В Болхове даже выстроили гостиницу, стилизованную под старину. И экскурсионные туры организуют. Но этого мало. Людей чаще приводит молва, чем туроператоры, и добраться бывает непросто. Дорога от Болхова до Спас-Чекряка местами выглядит так, будто ее бомбили. И сколько ни просили люди о ремонте, так и не привели ее в достойный вид. Эх, не хватает сегодня коссовых-бессребреников.
Вот и корреспондента "РГ" местные жители попросили: "Не замолвите ли словечко в газете про дорогу?". Слово-то замолвить можно. Но я нашел способ вернее. Отведав воды из святого колодца, загадал желание - пусть отремонтируют дорогу, чтобы легче был путь в древний, таинственный и благословенный Спас-Чекряк.
Рядом с колодцем расположена купель, которую питает водой святой источник. На стене висит фотография Георгия Коссова и текст молитвы. А еще есть своего рода инструкция - о том, как сохранить святость места.
Надо сохранять благоговейное поведение. Не курить, не распивать спиртные напитки, а женщинам, по возможности, носить косынку. Нельзя оставлять на деревьях ленты и кусочки одежды, повязанные вокруг ствола или на ветках. Нельзя бросать монетки в купель, ведь есть у некоторых такая привычка. От лукавого это, считают в благочинии. "Когда Вы бросаете деньги в святой источник, то оскверняете его, и не Бога благодарите, а ублажаете бесов". Для сбора пожертвований у двери повешен специальный ящик, можно туда опустить купюру или монетку. Сборы пойдут на воссоздание исчезнувшего храма. Просят также не погружаться в купель одновременно мужчинам и женщинам. Говорят, бывало, что от такого из источника уходила вода. Можно верить этому, можно и не верить,- каждый волен сам делать выбор.
Из Орла в Болхов можно доехать на автомобиле или на автобусе, туда ходят регулярные пригородные маршруты. Расстояние - чуть больше 50 километров. В Болхове надо доехать до Спасо-Преображенского собора, от него по улице Ленина около двух километров до развилки, где установлен указатель на Спас-Чекряк. Выехав из Болхова, следует ехать по главной дороге до перекрестка с еще одним указателем и далее около 12 километров до деревни Герасимово. На въезде в нее влево уходит проселочная дорога, она и ведет к могиле Георгия Коссова, святому колодцу и купели.