02.10.2014 13:55
    Поделиться

    Малую Вишеру захлестнули пожары

    В новгородском райцентре Малая Вишера один за другим горят дома
    Не успели жители Малой Вишеры опомниться от серии пожаров, в результате которых дотла сгорели несколько деревянных двухэтажек, как беда пришла снова. На этот раз огонь вспыхнул в помещении, где… временно разместили погорельцев.

    Пожар за пожаром

    Сообщение о первом пожаре поступило в оперативные службы МЧС Малой Вишеры в 4 часа утра 15 сентября. Через полчаса еще один, и еще. Звонки о новых возгораниях шли в течение следующих двух часов с интервалом в 20-30 минут.

    В тот злосчастный понедельник в маленьком районном центре Новгородской области сгорели четыре двухэтажных деревянных дома, одноэтажный нежилой дом барачного типа и хозяйственная постройка на улицах Московской, 50 лет Октября, Пушкинской, Коммунистической и Железнодорожный домострой. Полностью справиться с огнем пожарным удалось лишь к четырем часам дня.

    Жительница одного из домов погибла - пенсионерка отравилась угарным газом. Несколько человек с ожогами оказались в больнице.

    Причина всех пожаров уже установлена.

    - Это умышленные поджоги, - говорит руководитель Маловишерского межрайонного следственного отдела Алексей Емельянов. - Человек, их совершивший, действовал цинично и безжалостно. Переходя с улицы на улицу, он заходил в подъезды двухэтажных старых домов и разжигал там ветошь и бумагу. Судя по всему, он продолжал это делать даже в тот момент, когда по городу уже мчались на тушение пожаров машины с включенными сиренами. К такому выводу мы пришли после того, как узнали об одном несостоявшемся пожаре. Около шести утра наряд вневедомственной охраны, проезжавший мимо дома № 7 на улице Заводской домострой, заметил в подъезде дым. Полицейские остановились и потушили пожар, разгоравшийся от разбросанной в подъезде ветоши. Это также был двухэтажный деревянный дом старой постройки. Не заметь полицейские дыма - и жертв в Малой Вишере могло быть больше.

    По факту гибели пенсионерки возбуждено уголовное дело по статье "Убийство, совершенное общеопасным способом". Следователи ищут очевидцев. На улице Заводской домострой, где удалось предотвратить пожар, женщина видела подозрительного мужчину в темной куртке с рюкзаком за плечами. Такого же человека описал один из таксистов, работавших той ночью.

    Дважды погорельцы

    Эти пожары оставили без жилья 38 человек, в том числе восемь детей. Большинство из них приютили родственники. Семье же Татьяны и Игоря Никандровых с двумя сыновьями 7 и 13 лет временно предоставили квартиру в бывшей коррекционной школе, помещения которой были переделаны под муниципальный маневренный фонд. Деревянное двухэтажное здание на улице Революции, 57, хоть и было старым, но числилось годным для проживания. По официальным данным, даже проводка там была исправна. Обитатели дома (а это те, кто дожидается очереди на получение жилья по программе переселения из ветхих домов - погорельцы прошлых лет) с таким утверждением не согласны: по их словам, "исправная электропроводка" представляла собой многочисленные замотанные изолентой скрутки и провисающие по коридорам провода, которые то и дело искрили. Поэтому спали люди с опаской, особенно после серии поджогов в середине сентября. На прикроватных тумбочках держали документы, чтобы схватить их в первую очередь, если вдруг случится пожар.

    Дом загорелся глубокой ночью 29 сентября. К утру пожар потушили. К счастью, обошлось без смертельных жертв. Во многом благодаря спасателям. Восьмерых взрослых и двоих детей они в буквальном смысле вынесли из огня на руках.

    Перед последним пожаром обитатели дома слышали на чердаке чьи-то шаги. Но подозреваемый в поджогах к тому времени уже был задержан

    По одной из версий, пожар в доме погорельцев произошел из-за замыкания электропроводки, по другой - после пьяной ссоры соседей со второго этажа. А еще одна квартирантка утверждает, что примерно за час до пожара слышала шаги на чердаке, но подумала, что это ходит ее соседка. Пожарные, кстати, тоже подтвердили, что возгорание началось на чердаке, но назвать это умышленным поджогом пока не берутся.

    Одиннадцать погорельцев (три семьи с детьми, в том числе Никандровы) размещены в пункте временного проживания на улице Гоголя, 11, где часть помещений занимают украинские беженцы. Остальные разошлись по родным и знакомым.

    Следователи пока не склонны связывать серию умышленных поджогов домов 15 сентября и пожар в общежитии 29 сентября. Но люди не просто в панике. Они возмущены, растеряны и очень напуганы. В народе перебирают самые разные версии произошедшего.

    Версия медицинская

    У полиции уже есть подозреваемый в серии поджогов жилых домов в Малой Вишере. Он задержан и допрошен, в том числе и на "полиграфе". Это местный житель средних лет, имеющий проблемы с психикой, проживавший в одном из подожженных домов. Его внешность и комплекция совпадают с описанием человека, которого видели на нескольких пожарах ночью 15 сентября. Более того, дома у него обнаружена одежда, которую запомнили свидетели на подозрительном человеке.

    Мужчина направлен на психиатрическую экспертизу. Но местные жители не склонны соглашаться с версией "осеннего обострения" у соседа-шизофреника. Особенно после рассказов о том, что перед последним пожаром кто-то ходил по чердаку. Подозреваемый-то в это время уже находился под стражей.

    Версия "выжженной земли"

    Ее следователи тоже не сбрасывают со счетов, хотя она маловероятна. Допустим, кому-то очень понадобилась земля, на которой стояли дома и общежитие. Но эти участки разбросаны по городу хаотично, и никакого крупного "пятна застройки" не вырисовывается.

    Можно, конечно, предположить, что кому-то понадобился всего один участок, но, чтобы замаскировать свою заинтересованность в нем, злоумышленник устроил целую серию пожаров. Но все равно это выглядит нелогичным. Все сгоревшие дома были без удобств, то есть ни один из участков не оборудован инженерными коммуникациями. Чтобы проложить сюда газ, водопровод и канализацию, потребуется слишком много денег.

    Версия "ускорения события"

    Следователи не отбрасывают и версию о том, что кто-то из жителей сгоревших домов, устав прозябать в ветхом жилье, решил поторопить события, чтобы получить новую квартиру.

    Под расселение попадало три сгоревших 15 сентября дома. Квартиры гражданам планировалось предоставить в 2015-2016 годах.

    Стоит отметить, что в Малой Вишере достаточно неплохо идет работа по переселению из ветхого и аварийного жилья. По данным департамента по ЖКХ и ТЭК Новгородской области, в федеральную программу попал 41 дом, признанный аварийным до 1 января 2012 года. Сейчас практически завершены строительно-монтажные работы по возведению двух благоустроенных многоквартирных домов для переселенцев. Но это по графику расселения 2013 года. Последним в очереди придется ждать до 2017 года.

    Если поджигатель преследовал именно эти цели, то все было напрасно. Согласно федеральному законодательству, очередь на получение квартир для переселенцев из ветхого жилья не может перетасовываться в зависимости от изменения социальных обстоятельств очередников. А погорельцам власть предоставляет лишь временное жилье.

    Тем временем

    Будет ли хоть когда-нибудь своя крыша над головой у семьи дважды погорельцев Никандровых, сказать сложно. Сгоревший 15 сентября их дом не попадал под программу расселения, хотя мало чем отличался от других ветхих двухэтажек.

    Татьяна Никандрова полтора года ходила по инстанциям, пытаясь доказать, что документы по осмотру их восьмиквартирного дома, по которым он признан пригодным для жилья, фиктивные, а члены комиссии, чьи подписи стоят под протоколами, даже не выходили на место, чтобы обследовать дом, как это полагается. Не удалось. И теперь уже не удастся. А значит, шансы получить квартиру ничтожны.

    - Мне говорят, что раз квартира у нас была приватизирована, а дом официально не считался аварийным, то мы сами должны позаботиться о жилье для себя. Но дом же сгорел не по нашей вине, а мы, выходит, в буквальном смысле остались на улице, - возмущается Татьяна Никандрова. - Где же социальная защита, гарантированная государством? Мы пишем письмо президенту. Опишем ужасную ситуацию, в которой оказались, будем просить за всех погорельцев, чтобы нам выделили жилье или дали денежную компенсацию. Надо, чтобы о нашей проблеме знали не только местные власти.

    Официально

    Александр Зайцев, первый заместитель главы администрации Маловишерского района:

    - Мы срочно нашли средства на ремонт и переобуродование под общежитие здания одной из бывших школ на улице Революции, 57. После первых пожаров плнировали привести в порядок только один этаж. Теперь решили ремонтировать оба. Будут подведены вода, канализация, электричество. Там смогут разместиться 13 семей. Еще 11 погорельцев уже заселяются в центр временного пребывания для украинских беженцев. Там никого не потеснили, просто заняли свободные койки. А если муниципалитету удастся получить от областных и федеральных властей разрешение на передачу во временное пользование зданий бывших отделений статистики и полиции, то там после ремонта можно будет разместить 15 человек.

    Поделиться