В Москве начался фестиваль "Территория"

Один из первых театральных фестивалей московского сезона пройдёт с 1 по 14 октября. В этом году "Территория" обращает своё внимание на "маргиналов" всех возможных мастей. Большая часть событий так или иначе посвящена теме отдельности, одинокости, исключительности. Героями отобранных для программы этого года спектаклей становятся самые разные люди - композиторы начала и конца XX века мирно будут мирно уживаться с бывшими наркоманами и африканскими заключёнными "живого зоопарка".

Начать путешествие в мир "непохожих" можно с погружения в сознание Игоря Стравинского вместе с британской "Компанией Акрама Хана" - в открывающем фестиваль танцевальном спектакле "iTMOi" ("In the mind of Igor") производится попытка соединить историю мирового танца с исследованием механизма вдохновения, визуализацией образов, ставших толчком для создания "Весны священной" (1 и 2 октября). За социальную сторону "инаковости" ответят "(М)ученик" Кирилла Серебренникова (2 и 3 октября в Центре Мейерхольда) с его историей фанатика-одиночки, разрушающего и меняющего несогласный с ним мир, Томас Остермайер с осовремененным "Врагом народа" (5 и 6 октября) и южноафриканский художник Бретт Бейли -   в его "музее расизма" "Exhibit B", изначально возникшем как реакция на расовую дискриминацию темнокожего населения, специально для поездки в Россию появятся истории местных мигрантов (перформансы в рамках выставки пройдут с 10 по 14 октября в ММСИ на Гоголевском бульваре). Мостиком между "личными" и "общественными" особенностями станет размышление на тему "неправильности" и нормы "Моя аномалия" (2 и 3 октября), танцевальный спектакль, созданный разношерстной командой - эстонским режиссёром и хореографом Мартом Кангро, костромскими хореографами и танцорами из "Диалог данс" и московской рок-группой  "J.Hellboy".

Традиционные уже для фестиваля "Живые пространства" в этом году будут осваивать современную британскую драматургию в сочетании с публичными местами. Режиссёр Валерия Суркова поставила четыре переводные пьесы, каждая из которых рассматривает общественную "гнойную рану", "точку напряжения", помещаясь в такое же неоднозначное здание, резонирующее с ней - киднэппинг и крупный модный универмаг ("Две девочки" в "Цветном", 8 октября), терроризм и башня "Империя" ("Инцидент, возможно, имел место" в"Москва-сити", 10 октября), сопротивление властям и телеграф ("Overdrama", 11 октября), наконец, экономический кризис и бывший завод, превращённый в кластер ("Покой бессилен перед каменной стеной" на дизайн-заводе "Флакон", 12 октября).

Некоторые события "Территории" продолжают репертуарную политику "хозяина" фестиваля и его основной площадки - театра Наций. Так в программе образовалось несколько диптихов из уже существующих спектаклей и новинок, которые только входят в афишу или потенциально могут её пополнить.  К презентовавшемуся на прошлогодней "Территории" спектаклю "Бросить легко" (Малая сцена театра Наций, 6 и 7 октября), посвященному проблеме социальной и личностной реабилитации наркоманов присоединится эскиз о коммуникации слепоглухих людей с внешним миром "Прикасаемые" (13 октября), сделанный той же командой, состоящей из режиссёра Руслана Маликова, драматурга Марии Крапивиной и художника Екатерины Джагаровой. Недавняя премьера "шекспировского цикла" - "#сонетышекспира" Тимофея Кулябина и компании "Диалог данс" (4 и 5 октября) встретится в рамках программы "Территории" с возобновлённой "бродилкой" "Шекспир. Лабиринт" (9-11 октября). Также в программу вошла премьера, завершавшая прошлый сезон театра Наций,"Гаргантюа и Пантагрюэль" Константина Богомолова (13 и 14 октября).

Для меломанов в этом году предназначены два проекта, связанные с историей и современностью одновременно. 8 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории "Студия новой музыки" Игоря Дронова сыграет музыку последних двадцати лет. Первая часть, "Пролог// Девяностые: начало", включает в себя два произведения Владимира Тарнопольского и Александра Вустина, датированных 1991 годом, вторая - "20 лет спустя: Поколение Y" -представляет собой марафон из работ последних пяти лет, написанных композиторами новой генерации, сформировавшихся уже в постсоветское время. На закрытие фестиваля Теодор Курензис и оркестр Пермского театра оперы и балета MusicAeterna привезут "Зимний путь Шуберта" (14 октября), который впервые в России исполняется в обработке немецого композитора Ганса Цендера, написавшего свою фантазию для тенора (в Москве эту партию споёт австралийский тенор Стив Дэвислим) и камерного оркестра, ориентирующуюся на шубертовскую стилистику, в 1993 году.